Полузащитник «Ростова» – о награде лучшему игроку ноября, пари с Валерием Карпиным, перезагрузке команды и дебюте в сборной Армении.
Хорен Байрамян подходил к ноябрю без результативных действий, к тому же первый матч в месяце против ЦСКА он пропустил из-за травмы. Восстановившись, полузащитник показал лучшую результативность в Тинькофф РПЛ за 15-й и 16-й тур: забил три гола в матчах с «Рубином» и «Динамо», принёс «Ростову» шесть очков и завоевал приз лучшему игроку ноября.
«Вся команда считает Карпина лучшим тренером в лиге»
– В командах есть традиция поздравлять отличившихся игроков тоннелем. Как отметили вашу награду?
– В «Ростове» нет тоннелей, да и хорошо, зачем они. Когда были важные события – дни рождения, появление новичков – главный тренер просто поздравлял игрока, а остальная команда хлопала. У нас раньше никто не получал приз лучшего игрока месяца в Тинькофф РПЛ, сейчас ребята просто поздравили – кто-то в шутливой, кто-то в серьёзной форме – но порадовались за меня, поэтому всё было спокойно.
– Какая шутка запомнилась?
– От Валерия Георгиевича! Он сказал, что я подкупил всех.
– Карпин претендовал на звание лучшего тренера ноября. Агитировали в команде, чтобы и он выиграл награду?
– Всегда приятно взять личную награду, но мы не делаем на этом акцент, это никогда не обсуждалось у нас в команде. Каждый делал свою работу, и я безумно благодарен тем, кто за меня голосовал. По поводу Валерия Георгиевича могу сказать так: вся команда считает его лучшим тренером в лиге, причём всегда. Тут по-другому не может быть.
– Вы результативно провели ноябрь – три гола в двух матчах. Что помогло после травмы так ярко возобновить сезон?
– В первую очередь, спасибо тренерскому штабу. Я всегда благодарю Карпина, но у него и прекрасный штаб, который за две недели паузы очень хорошо меня подготовил в физическом плане – мою мышцу привели в порядок. В психологическом плане Георгич тоже дал мне мотивирующие советы, где-то подкалывал, чтобы я разозлился. Так они меня подготовили, за что им всем спасибо. Слава богу, что всё пока так удачно складывается, дальше также должно быть нормально.
– Вы рассказывали в прошлом году, что Карпин всегда находит новые слова на установках, не повторяется. Как он вас мотивировал?
– Если посмотреть мою статистику, она сейчас поскромнее, чем в прошлом сезоне, а до этих двух игр с «Рубином» и «Динамо» у меня вообще не было результативных действий. Георгич постоянно меня травил. Например, спрашивал: «Сколько у тебя голов?» Я отвечал: «Бублик, ноль». Он опять: «А голевых сколько?» Я говорил: «Тоже ноль». Георгич всегда так шутит – с одной стороны, это весело, но меня как игрока атаки это задевало. Мне хотелось доказать и себе, и тренеру, что надо исправляться – это сработало. Только пока этого мало, чтобы Карпин был доволен. Он всегда хочет, чтобы всё было идеально, на высшем уровне, и это здорово.
– Валерий Георгиевич однажды сказал журналистам, что он всегда чем-то недоволен вне зависимости от результата. После побед над «Рубином» и «Динамо» тоже предъявлял?
– Конечно, но он адекватный человек: сначала всегда поздравляет с победой, говорит, какие были хорошие моменты, а потом показывает, где можно было сыграть лучше или кто-то недоработал. В этом весь Карпин: он никогда не бывает довольным, и даже если мы сыграли хорошо, всегда говорит, что можно было играть лучше.
– К вам лично были претензии?
– Были, есть и будут, но пусть это останется секретом. У него есть претензии, и они по делу. Я их принимаю и буду работать дальше.
«Благодаря рассказам отца вдохновился Марадоной»
– Первый гол «Рубину» из двух вы не праздновали из уважения к сопернику: как раз после аренды в Казани вы закрепились в «Ростове». Что дал вашей карьере год в «Рубине»?
– По факту именно в «Рубине» я первый год стабильно играл: был игроком стартового состава, выходил на многих позициях, и это дало мне опыт, какое-то мастерство. Я могу только сказать спасибо Курбану Бердыеву за то, что научил меня очень многому. Теперь, вернувшись в «Ростов», я продолжаю учиться уже у Карпина.
– После победы над «Динамо» вы сравнили Дениса Терентьева, который сделал вам голевую передачу, с Майконом. Почему именно с ним?
– Все помнят, как Майкон в «Интере» бегал по всей бровке, забивал и отдавал передачи. Я искренне написал в инстаграме, что Терентьев для меня был лучшим, хотя и Дима Полоз забил три гола. Он отпахал весь свой правый фланг, а ведь против него играл такой серьёзный футболист, как Лесовой. Сзади Денис перекрыл по сути всё, а впереди успел заработать важный пенальти и отдал на меня голевую передачу. Поэтому и напомнил Майкона – думаю, он всем нравился в лучшие годы.
– На пике у него было противостояние в сборной Бразилии с Дани Алвесом.
– Да, но Дани Алвес – техничный защитник. Терентьев тоже техничен, но он ещё скоростной, таранный – в нём есть мощь, поэтому сравнил его именно с Майконом.
– Чем Денис может стать круче Майкона?
– Я буду безумно рад за своего друга, если он станет круче! Да он и сейчас для меня лучше Майкона.
– Вы рассказывали, что ваш отец обожал Диего Марадону, и ваша прическа похожа на его. Была мысль в день матча с «Динамо» сделать что-то в память о Марадоне?
– Мне кажется, это было уже чересчур, и так в последнее время было слишком много внимания. Но мой отец и его поколение восхищались Марадоной, мы прекрасно видели, как весь мир отреагировал на новость о его смерти: в Аргентине был трёхдневный траур. Я толком не застал, как играет Диего, но благодаря рассказам отца, можно сказать, полюбил его, где-то вдохновился. У меня и много маек было с фамилией Марадоны.
«Георгич понимает, что причёска мне дорога»
– После матча с «Динамо» была фотография, как вы катали на спине Карпина. Что должно произойти, чтобы было наоборот?
– Наверное, надо спросить у него, это же эмоции. Зато все видят, обсуждают и понимают, какая классная атмосфера внутри команды. Если будет удачный момент, может, я тоже запрыгну на Георгича, но думаю, это вряд ли. Тренер может такое позволить, а мы должны чуть-чуть держать дистанцию. Другое дело, если будет какой-то эмоциональный матч, мы забьём на 90-й минуте, выиграем и прыгнем на Георгича.
– Вы несколько раз заключали с Карпиным пари. Кто инициирует споры?
– Конечно, Валерий Георгиевич. В прошлом году пари было на моей стороне, поэтому надеюсь, что и в этом не проиграю.
– Карпин сказал, что если вы не забьёте два гола до конца года, вам придётся либо стричься налысо, либо красить волосы. Есть ли наказание для Валерия Георгиевича?
– Нет. Думаю, сам факт голов – это победа для меня. Тут же спор не на деньги. Тренер мне говорит: ты должен забить, иначе делаешь это. А если я отличаюсь, и мне хорошо, и вопросов никаких нет.
– Почему не первый раз в качестве жертвы выбирают прическу?
– Потому что я лет восемь не менял имидж. Понятно, что хожу в парикмахерскую, постригаю волосы, но с 20 лет ношу такую прическу. Георгич понимает, что она мне дорога, поэтому и предлагает такое пари.
– С одноклубниками договорились о помощи?
– Они помогут, всё будет нормально!
– Вы с Карпиным работаете больше двух лет с перерывом на аренду в «Рубин». Как быстро вы с ним нашли общий язык, когда он пришёл в «Ростов»?
– Сначала Валерий Георгиевич играл по схеме 5-3-2, был более оборонительный футбол, и он на тот момент не видел меня в такой расстановке. Когда я вернулся из аренды, он сказал на сборах, что мы будем играть 4-3-3 и для меня есть позиция – левый атакующий полузащитник. Ни в прошлом, ни в этом году проблем никаких не было, так что мы прекрасно нашли общий язык. Нам всем нравится этот атакующий и современный футбол, поэтому мы вместе с ребятами сейчас многому учимся у Карпина, работаем с удовольствием.
– Как вы изменились при нём?
– У Георгича я многому научился, он достаточно молодой специалист, поиграл в Европе, знает много о европейском футболе. Карпин старается привить свой футбол, рассказывает много историй. Он сам играл крайнего полузащитника, нападающего – надо равняться на него. Сейчас у него очень много тактики, видео, и ты всему учишься, развиваешься. Но на чём бы сделал акцент – при Карпине я стал лучше играть на этой позиции: научился правильно прессинговать, открываться впереди – из этого и начали вытекать голы.
– Он передавал свой опыт игры на вашей позиции?
– Не рассказывал, а показывал на видео и прямо на поле, куда бежать, открываться – это и помогало оказываться там, где нужно, и делать результативные действия.
«Новичкам нужно время, и это нормально»
– «Ростов» прямо по ходу сезона покинули ключевые игроки прошлогоднего состава: Зайнутдинов, Чистяков, Чернов, Ионов, Шомуродов. Как проходила перезагрузка?
– Думаю, все вокруг и, наверное, сам Карпин понимали, что нужно больше времени на построение новой команды. Мы и сейчас видим, что не всё идеально, есть над чем работать. Валерий Георгиевич сам недавно сказал: когда пройдём сборы, тогда можно о чём-то говорить. Да, ушли ключевые футболисты, но мы понимаем, что у тренера есть система, по которой мы играем, он доходчиво её объясняет, и этот промежуток сезона показывает: мы не покатились вниз, хотя обновилась половина состава, и продолжаем играть в тот футбол, который хочет Карпин.
– То есть новые футболисты тоже поняли систему «Ростова», и это помогает команде держать прошлогодний уровень?
– Опять же как говорил Георгич: после сборов, когда ты каждый день в течение двух месяцев говоришь новичкам, что в один момент мы идём в прессинг, в другой садимся в оборону и так далее, люди привыкают к этому всему, и им становится намного легче. Сейчас мы видим, что у нас получается довольно неплохо, но повторюсь, есть над чем работать. Новичкам нужно время, и это нормально: кто-то иностранец, кто-то первый раз играет по такой схеме. То, что система Георгича работает, показывает, какой он тренер и как умеет работать с футболистами.
– В команде появилось немало новичков, в том числе легионеры. Как помогаете им освоиться?
– Все помогают, Валерий Георгиевич и его штаб – в первую очередь. Мы тоже можем где-то на английском сказать. Есть игроки, которые чуть больше подсказывают, тот же Рома Ерёменко разговаривает на всех языках мира: может объяснить шведам на шведском, норвежцам – на норвежском. Проблем нет. Когда Алеесами приехал, ему было, с кем общаться, потому что уже играл Норманн. Присоединились два шведа – они тоже не потерялись. Нет такого, чтобы кто-то был один: всё время идёт поддержка со всех сторон и в футбольном плане – чем быстрее новички всё поймут, тем лучше для команды – и в жизненном, чтобы они чувствовали себя как дома.
– Кенто Хашимото приехал раньше и ярче всех вписался в команду – уже лучший бомбардир. Чем он хорош?
– Я очень за него рад, жаль, что сейчас он травмирован. Кенто – очень простой, скромный, воспитанный человек. Мы знаем, что в Японии воспитание и уважение – на первом месте, поэтому я могу сказать про него только хорошее. Парень тренируется как надо, за всем следит, а на поле вы видели – он показывает результат. Все думали: раз человек приехал с другого конца света, ему надо больше времени для адаптации, а он быстро убедил, что готов ко всему. Хоть Кенто – единственный японец в команде, думаю, мы не даём ему скучать.
– Вы один из самых опытных игроков в «Ростове» вместе с Песьяковым, Ерёменко, Мамаевым, Полозом. Стараетесь брать на себя лидерские обязанности: завести команду, взбодрить?
– Все перечисленные ребята и занимаются этим, такое приходит с опытом. Это не только потому что мы долго в «Ростове», но и по возрасту тоже не юные ребята – такое есть во всех командах, и молодые игроки нас слушают.
«Калачёв и Гацкан и помогали, и пихали, я им очень благодарен»
– Александр Гацкан вспоминал, как вместе с Тимофеем Калачёвым помогал молодым игрокам «Ростова», в том числе и вам: они и подсказывали, и могли напихать, если кто-то недорабатывал. Вам этот опыт сейчас помогает?
– Я помню период, когда играл с этими легендами: они реально и помогали, и пихали, и что-то рассказывали – сам всё на себе ощутил. Что-то взял у них, у других игроков и делаю уже по-своему. Думаю, это нормальное явление в футболе, когда опытные игроки так подсказывают. Да, у каждого разный подход: кто-то мог жёстко напихать, но если ты молодой и думающий футболист, нужно нормально воспринимать критику, пихач. Сейчас приходит другое поколение, мы стали опытнее и будем учить молодёжь тому, чему учили нас: можем сплотить, поддержать, напихать где надо – думаю, везде так происходит.
– Помните главный совет от Калачёва и Гацкана?
– Не скажу какие-то конкретные вещи, но я им очень благодарен, как и другим опытным футболистам. Я много играл с Калачёвым и Гацканом: мне было 20 лет, когда я начал выходить с ними, ещё до аренд в ФНЛ. Тогда уже чувствовал, что такое опытный футболист – они спрашивали с меня, если я где-то не добежал, ошибся, а так они давали нормальные общие советы.
– А памятный пихач?
– Было много историй, игр, где именно Калачёв мне пихал. Я был помоложе, терялся, волновался, но со временем это уходит, ты закаляешься. Конкретного матча не вспомню, потому что таких было много!
– Реабилитолог «Ростова» Альваро Сайабера рассказывал про вас, что вы создаёте в команду веселую атмосферу. Например, в прошлом году клуб выкладывал в соцсети, как вы танцевали после победы над «Спартаком». Как ещё разряжаете обстановку в раздевалке?
– Спасибо Альваро и всем людям, кто так считает, мне очень приятно, но у меня нет определённого способа, это всё происходит само собой. Я со всеми прекрасно общаюсь, отношусь по-доброму, поэтому, думаю, и ребята ко мне так относятся. Не могу сказать, что есть какие-то заготовки, это всё происходит изнутри, от души – можно сказать, импровизация.
– Карпин говорил, что перед ним не стоит задачи бороться за медали или Лигу чемпионов, команда идёт от игры к игре. Но команда настроена на возвращение в еврокубки в следующем сезоне?
– Мне кажется, Георгич говорит правильно, и мы, ребята, так настроены – потом посмотрим, что в итоге будет. Конечно, хочется играть в еврокубках, об этом любой футболист мечтает, но мы все понимаем, что можем чего-то добиться, если будем концентрироваться на конкретном матче. Сейчас будем играть с «Уфой», мы должны подготовиться и сыграть достойно. Сейчас нет никаких задач, нужно выходить и играть на максимуме каждый матч.
– Вы сказали, что «Ростов» вынес уроки из поражения от «Маккаби» в Лиге Европы. Какие?
– Если мы вернёмся и нормально выступим, то есть лучше, чем в матче с «Маккаби», тогда можно будет говорить об этом. Так-то я могу много чего сказать, что мы всё поняли, что проиграли из-за этого, второго, третьего, но так будет неправильно. Когда придёт время, тогда и отвечу. Команда была неопытной, многие первый раз играли в еврокубках, поэтому всё по чуть-чуть и вылилось в итоговый результат. Я повторюсь: очень надеюсь, что если «Ростов» снова будет в еврокубках, мы сыграем лучше.
«После первого гола за сборную внутри была нереальная эйфория»
– В сентябре вы начали играть за сборную Армении, правда, в ноябре команда выиграла группу в Лиге наций без вас. Когда турнир начинался в сентябре, вы задумывались о такой цели?
– Лично я ехал туда с такой мыслью. После изменения лимита на легионеров теперь четыре игрока вызываются в сборную Армении из РПЛ – я, Аршак Корян, Александр Карапетян, Вараздат Ароян. В команду также пришли другие новые футболисты, новый тренер. Молчу про Генриха Мхитаряна, ещё есть Саркис Адамян из «Хоффенхайма». Когда я приехал, увидел, что в команде собраны мастеровитые ребята, и понял, что в нашей группе можно обыгрывать всех соперников, у ребят тоже был такой настрой. По ноябрьским матчам могу только сказать, что ребята – молодцы. Там не было меня, Мхитаряна, ещё некоторые ребята коронавирус поймали – не играли Казарян, Адамян. Ребята показали характер, дух, и я безумно рад за нашу сборную. В такое непростое время для нашего народа это была радость. Мы поднялись в лигу B, и есть шанс сыграть со сборными, которые намного серьёзнее, проверить свои силы.
– Например, в этом дивизионе выступает сборная России.
– Да, я бы очень хотел встретиться с ней!
– С командой работает испанский тренер Хоакин Капаррос. Как он построил свою работу, чтобы сборная так выросла за два месяца?
– У него большой послужной список, он много где работал. Были определённые трудности – непросто, когда в сборную приезжают люди из разных команд, а у любого тренера сборной нет времени чему-то учить: нас собирают на две недели, тренеру нужно сказать что-то по тактике, какой рисунок игры он видит, и мы это выполняем. Раз есть результат, значит, он делает всё правильно. Слава богу, у него всё получилось.
– Вы только за месяц до дебюта объявили о согласии выступать за сборную Армении. Сколько времени обдумывали этот вариант?
– Сборная меня приглашала очень давно, я это не скрываю, и все, наверное, знают. Я не ездил туда, потому что здесь я ещё не был толком сформировавшимся футболистом. К тому же при старом лимите на легионеров были примеры, когда игрок ездил в сборную, автоматически становился легионером и терял место в составе. Все помнят, какие иностранцы играли раньше, да и сейчас они неслабые. Если ты легионер, нужно быть на голову-две сильнее остальных. На тот момент я понимал, что если поеду в сборную, потеряю место в составе. Сейчас когда я с годами окреп и стал показывать определённый уровень, плюс армяне перестали считаться легионерами в России, дорога в сборную Армении была открыта, и я сразу принял приглашение.
– Вы выступали за Россию на юношеском и молодёжном уровне. Ждали когда-нибудь вызова в главную сборную?
– Армения – моя историческая родина, я там родился, но Россию тоже считаю своей большой родиной: я все 28 лет жизни провёл здесь. Тем, кем я стал, также обязан России, это не чужая для меня страна. Был бы вызов от российской сборной – тогда можно было что-то обсуждать, но приглашения не было. Меня вызвали в сборную Армении – я принял решение выступать за неё.
– В октябрьском матче против Грузии вы забили первый гол за сборную. Эмоции были сильнее, чем от любого гола за «Ростов»?
– Он был один из самых эмоциональных, ещё потому что Армения переживала непростое время. Плюс к тому моменту я ещё не забивал в этом сезоне. Я, конечно, не радовался так сильно, не показывал эмоции, но внутри была нереальная эйфория – это точно один из самых запоминающихся голов. Но такие же эмоции я ощутил, когда при Карпине забил первый гол в РПЛ – в 2018-м «СКА-Хабаровску». Вот тогда у меня был прям выплеск эмоций, даже ещё больше.
– Вы уже упомянули Мхитаряна. Как он вам помогал освоиться?
– Когда я приехал в сентябре, его не было в сборной, но тогда я со всеми познакомился. Мы пересеклись в октябре, и было видно, как он старался побольше шутить со мной, чтобы я влился в коллектив – это задача капитана, Генрих чувствует это. Все партнёры ощутили, что Мхитарян – лидер и на поле, и за его пределами. Он объединяет команду, все к нему прислушиваются.
– Готова ли теперь сборная Армении к борьбе за выход на первый для себя чемпионат мира?
– Мы все прекрасно знаем, что чемпионат мира – это нереальный уровень, и такой маленькой сборной, как Армения, будет очень тяжело туда попасть. Но всегда нужно верить, а готова команда или нет, покажут результаты. Я лично очень бы хотел этого и думаю, каждый из ребят в сборной сделает всё, чтобы это случилось. Кроме отборочного турнира есть шанс благодаря Лиге наций – та же Грузия могла первый раз попасть на Евро, когда играла с Северной Македонией в ноябре. Каждая сборная, в том числе и из маленькой страны, может пробиться на крупный турнир, и мы верим в это.
Фото: Артём Гусев/«Ростов»; «Рубин»; Федерация футбола Армении