Юрий КУЗНЕЦОВ – двукратный чемпион СССР, финалист Кубка страны, нападающий бакинского «Нефтяника», московского «Динамо» и сборной СССР.
– Чем, по вашему мнению, можно объяснить небывало высокую результативность в осенней части чемпионата страны?
– Честно говоря, если бы статистики этого не утверждали, я бы не подумал, что такой результативности раньше у нас никогда не было. Что же до причин, то их, по-моему, несколько. Прежде всего, заметьте, что начался чемпионат в последнюю декаду июля, то есть в самое благоприятное и привычное для хорошей игры у нас время. Естественно, поля на наших стадионах в этот период в наиболее хорошем состоянии. Кроме того, перерыв между предыдущим чемпионатом и нынешним впервые оказался весьма коротким, в связи с переходом на систему «осень – весна», и потому команды полностью не утратили боеспособность, начали новый турнир в лучшем, нежели это бывает после длительного зимнего перерыва, состоянии. Иными словами, и физическая готовность, и игровая форма были весьма хорошими, я бы сказал, небывало хорошими для старта. Но есть еще и одна причина психологического свойства. Уже давно замечено, что сразу после окончания чемпионатов мира или Европы футболисты действуют лучше, чем обычно. Они ведь посмотрели яркие матчи в исполнении прекрасных мастеров, и это зрелище не может не вдохновить, не побудить использовать что-то замеченное в собственной игре. Я помню, как еще в 50-е годы, когда мы проводили лишь товарищеские матчи с зарубежными клубами, каждый приезд бразильских команд, например, позволял нам освоить новые технические приемы. Однажды даже поразил всех нас удивительный финт форварда белградского «Партизана», который оставлял мяч позади себя, а затем перебрасывал его пяткой через себя и защитника. И вскоре этот прием осваивали некоторые наши игроки. Ну, и наконец, я согласен с Валерием Масловым, что на повышение результативности повлияла не слишком-то качественная игра обороны почти всех наших команд.
– А их игра в атаке более высокого качества?
– Вообще-то я бы так не сказал, если подходить с серьезными мерками. Просто дело в том, что ошибки форвардов и других участвующих в наступлении игроков не столь заметны широкой массе наблюдателей. А каждый забитый гол сразу же вызывает восторг и как бы заставляет забыть о том, сколько неудачных действий и огрехов было перед этим в исполнении атакующих. Если же, повторяю, серьезно оценивать атакующую игру наших команд, то надо признать, что у большинства из них нет четкости в организации атак, нет по-настоящему налаженной комбинационной игры, чем когда-то наш футбол отличался. В основе комбинационной игры обязательно должно лежать абсолютное знание форвардами и хавбеками буквально всех маневров каждого из партнеров. В нынешнее же время, когда все обороняются, создавая большой численный перевес над наступающими, особенные требования необходимо предъявлять к организации фланговых атак.
– Но ведь практически все команды имеют в составах крайних полузащитников, которые больше напоминают бывших крайних форвардов. Да и крайние защитники постоянно подключаются к атакам по флангам.
– Согласен, но, к сожалению, это только форма игры, зачастую не насыщенная содержанием. Попытаюсь пояснить, что имею в виду, на конкретных примерах. Вспомните, как играет на своем правом фланге, ныне в «Локомотиве», весьма полезный в атаке Самедов. Практически он осуществляет два действия: либо пытается обыграть защитника, либо подает в штрафную площадь. А представьте, что рядом с ним постоянно бы оказывался кто-то из партнеров, с которым он смог бы взаимодействовать так, как когда-то играли инсайд с крайним нападающим. В этом случае было бы не два варианта развития атаки, а гораздо больше. Неизмеримо больше. Когда Быстров, тоже правый полузащитник, играл в «Спартаке», в команде был и очень способный, на мой взгляд, хавбек Павленко. Наблюдая за игрой спартаковцев, я все время думал о том, какую прекрасную связку могли бы составить эти двое. Но Быстров действовал в одиночку, и Павленко тоже. Да и сейчас в «Зените» Быстров тоже играет словно бы сам по себе, из-за чего и не всегда попадает в состав. Потому-то я и считаю, что наличие в командах крайних полузащитников, о чем вы сказали, еще не обеспечивает команде по-настоящему созидательную фланговую игру. Кстати, тот же Самедов какое-то время получал в «Динамо» поддержку от Воронина, и тогда атака команды была ярче.
– Не могу в этой связи не попросить вас развеять некое непонимание, которое возникает, и не только у вашего покорного слуги, в связи с тем, что тренеры большинства команд используют лишь одного ярко выраженного форварда. Но только до тех пор, пока их подопечные не пропустят гол. Тогда тут же выпускают второго нападающего, а то и третьего, чтобы отыграться. Получается, что гол они решают забить лишь после того, как пропустят?
– (Смеется). Так что же тут непонятного. Тренеры, прежде всего, думают о безопасности. И не только о безопасности команды. Кстати, о своей личной тоже, ведь она зависит от результата. То есть они полагают, что наличие лишнего хавбека обеспечивает большую надежность. Когда же команда пропускает гол, то ситуация заставляет больше думать об атаке, чем о той самой пресловутой надежности. Между прочим, в последнее время и как раз в осенней части турнира ситуация явно менялась к лучшему. Заметьте, что ЦСКА, если форварды здоровы, играет с двумя ярко выраженными нападающими, и почти всегда так же действует «Спартак», используя при этом разные пары форвардов, и «Динамо» в последнее время рядом с Кураньи обязательно выпускает Кокорина, а раньше – увы, недолго – это был Воронин. «Локомотив», к слову, ряд матчей начинал даже с тремя нападающими в составе. Из ведущих клубов, пожалуй, лишь «Зенит» и «Рубин» поначалу выходят с одним нападающим, а уж затем, если дело не заладится, выпускают второго, а то и третьего форварда. Такая позиция опытных тренеров мне тоже непонятна. Важно ведь еще и то, есть ли у вас хороший диспетчер, или плеймейкер, как сейчас модно говорить. Увы, их в нашем футболе раз-два и обчелся. Есть задатки у Дзагоева и у младшего Еременко, а больше никто что-то не вспоминается. Даже в такой мощной средней линии, какой обладает «Зенит», яркого диспетчера не вижу. Потому-то, в частности, игра с одним лишь форвардом Кержаковым чаще всего выглядела бесперспективно. А, например, такие полузащитники, как Денисов и особенно Глушаков, к созидательной игре не готовы. Потому-то на последнего упомянутого тренеры в этом смысле и не рассчитывают, зато у «Локомотива» есть выбор нападающих, и грех этим не пользоваться.
– Вот вы вроде бы подчеркиваете разнообразие в построении атакующей игры нашими командами. Однако порой остается впечатление, что почти все они действуют словно бы в одной манере.
– Это впечатление происходит оттого, что в игре абсолютного большинства наших нападающих нет хитрости, не хватает обманных движений, финтов. Почти все они и находящиеся рядом полузащитники каждый раз совершают очевидные ходы. Я такие действия характеризую выражением: «Как слышится, так и пишется». Иначе говоря, пас отдается в том направлении, которое само по себе напрашивается и которое очевидно для всех. И для находящихся на поле, и для зрителей, находящихся на трибуне. То есть футболист куда смотрит, туда и мяч отдает. Нет загадки, нет и изюминки в игре. Ведь чем отличается настоящий мастер? Вот он движется вправо, а пас вдруг отдает влево, туда, где никто и не ждал. Но должен ждать партнер. Это и называется сыгранностью, отработанным взаимодействием. Отчего наши ведущие команды с трудом побеждают тех, кто явно ниже классом? По двум причинам. Во-первых, потому, что действуют неизобретательно. А во-вторых, потому, что довольствуются малым: забьют гол и успокаиваются, начинают катать мяч поперек и назад.
– Вы столь критично высказываетесь, что, судя по всему, не надеетесь увидеть столь же высокую результативность в весенней части чемпионата, какая была в осенней его части.
– Признаюсь, как на духу: уверен, что весной голов будет забиваться гораздо меньше. И поля окажутся не в лучшем состоянии, и подготовка, боюсь, останется на прежнем уровне, когда предстоял первый круг, а не продолжение второго, как сейчас. Однако рад был бы ошибиться. А еще меня беспокоит, как бы ни получилось так, что обилие вновь приобретенных футболистов, пусть даже сильных, не сказалось отрицательно на сыгранности команд. Известно ведь, и мы с вами видели это в осенней части турнира, что даже опытным мастерам порой не удается безболезненно влиться в наигранный состав. А туров до конца чемпионата не так уж много. Зато каждый будет очень важен. Словом, интерес обеспечен. И дело, понятно, за качеством игры.
Интервью провел Валерий ВИНОКУРОВ