Футболисты казанского «Рубина» в эти дни готовятся в Турции к продолжению чемпионата российской премьер-лиги и матчам 1/16 финала Лиги Европы с мадридским “Атлетико». В Анталии побывал Александр МЕДВЕДЕВ, где побеседовал с главным тренером казанского клуба Курбаном БЕРДЫЕВЫМ.
- Попечительский совет в конце декабря прошлого года принял решение заключить с вами новый контракт на два с половиной года, но, вместе с тем, вы сложили с себя обязанности вице-президента клуба.
- Да, я попросил Попечительский совет клуба освободить меня от этой должности. И посоветовал членам совета найти мне замену на этой должности в лице человека, который мог бы продолжить дело, которое мы начали. Дальше развивать ту футбольную пирамиду, что мы создали, который был бы узнаваем, кто бы знал и любил футбол. И председатель совета, Рустам Нургалиевич Минниханов предложил кандидатуру Исхакова, человека, который был первым президентом «Рубина», и сделавшего многое для становления казанского футбола. Вы же сами знаете, что Камиль Шамильевич без футбола не может, не представляет себе жизнь. И когда он был президентом клуба, и многое сделал для становления «Рубина», и затем, оставшись уже почетным президентом, старался помочь в решении тех или иных вопросов, был в теме всех наших проблем, вместе с нами переживал неудачи и радовался успехам.
- Заседание Попечительского совета «Рубина» проходило в течение двух дней. Так сложно шло обсуждение вопросов повестки дня, или слишком много дел накопилось?
- В первый день обсуждались результаты проверки в клубе. Так как я не знал о ее результатах, мне с утра дали справку, чтобы я смог ознакомиться. И, знаете, я был неприятно удивлен, когда понял, что квалификация тех или иных работников клуба, о которых я думал, что их уровень соответствует нашему клубу, вовсе не является таковой. «Рубину» нужны высокопрофессиональные работники, если мы хотим и дальше развиваться поступательно вперед.
- Камиль Шамильевич Исхаков, наверняка, будет теперь, основываясь на результатах проверки, и строить свою работу в клубе?
- Проверка в клубе, которая была проведена, она во благо «Рубина», хотя многие стараются видеть в этом больше негативный момент. Обнаружились моменты, над которыми надо работать, области деятельности клуба, которые необходимо пересматривать с учетом времени и современных требований.
- Вы хотите сказать, что проверка есть своего рода визит к врачу, который должен был поставить правильный диагноз, после которого только и необходимо приступать к лечению?
- Можно считать и так. Ведь нельзя лечить человека, не зная, чем он болен. Так и в работе любой организации. И работа клуба во многом зависит от организационных вопросов, от того как построена работа.
- Как теперь будут строиться ваши отношения с генеральным директором клуба Андреем Громовым, с которым у вас были разногласия?
- После заседания Попечительского совета мы посидели втроем у Сорокина (президент футбольного клуба – прим. автора), где Валерий Юрьевич сказал, что надо работать всем вместе, на благо клуба. Зачеркиваем все, что было в прошлом, и начинаем жить с чистого листа.
- В «деле Тере» так пока и больше вопросов, чем ответов?
- Уже здесь, в Турции, у нас было несколько встреч с представителями футболиста. Приезжал его дядя, новый агент, обсуждали сложившуюся ситуацию, но, ни к чему конкретному пока не пришли. Получается, что Тере уехал из Казани потому, что ему угрожали. Но это, же смешно слышать. В Казани играет столько иностранных спортсменов в футболе, баскетболе, хоккее, других видах спорта, и ни у кого не возникало тех проблем, которые, как заявляет Гекхан, появились у него. Он не хочет возвращаться еще и потому, что его девушке не хочется ехать в Россию. Но это, согласитесь, звучит абсурдно. Ну, кто ему мог угрожать в Казани? И, причем здесь его девушка, если у футболиста есть контракт, условия которого он обязан выполнять? Мы знаем, что на его приобретение были затрачены немалые деньги, и, если он не желает играть в «Рубине», пожалуйста, верните их, и играй там, где тебе хочется. А мы за те деньги купим другого футболиста, который будет играть за наш клуб. Почему «Рубин» должен выступать в качестве благотворителя в данной ситуации, оставшись без футболиста и денег? Если же говорить об аренде в другой клуб, то тоже еще неизвестно, будет он там играть или нет.
У Тере действующий контракт с «Рубином», и на сбор в Турцию он обязан был приехать. Карлос Эдуардо, у которого схожая ситуация, опоздал на один день по объективным причинам, но приехал. Аэропорт Стамбула из-за непогоды не принимал рейсы, и пришлось ему сидеть в Бразилии и ждать, когда погода позволит вылететь. Сидел в Сан-Паулу почти сутки, но приехал и приступил к тренировкам. Как и должно быть. Другое дело, что в беседе с ним мы нашли компромиссное решение, и он пока отправился домой, где вместе с агентом будет заниматься выбором варианта, который устроил бы и его, и «Рубин».
Как бы ни развивались события в случае с Тере, игрок является профессионалом и должен был сейчас находиться на сборе команды. Тем более что как к игроку, ни у меня, ни у моих коллег, ни у ребят, ни у руководства клуба к нему претензий нет.
- Если Тере заявляет, что ему в России угрожали, то, что ему может угрожать на родине, в Турции?
- Вот именно, я почти слово в слово, спросил об этом его представителей. Что ему мешает в этом случае приехать в команду на сбор и поговорить откровенно, глаза в глаза.
Если он не появится, мы вынуждены будем обратиться в УЕФА, ведь он нарушает условия контракта, трудовую дисциплину, или, другими словами, совершил прогул. О чем я, как главный тренер, поставил в известность руководство клуба, а прогулы Тере зафиксированы документально.
- Ваш сын, Марат, который вас здорово поддержал, когда началась возня вокруг «Рубина», он и дальше будет вам помогать?
- Нет, Марат, занимается своими делами, а что касается нашего заявления в суд, то он общается адвокатами в Германии, находится в курсе событий. Ответчиков уже должны вызвать на беседу для выяснения обстоятельств происшедшего.
- Где-то прошла информация, что они уже хотели публично просить у вас извинения за нанесенный моральный ущерб?
- Не знаю, что они там хотели, но мне их извинения не нужны. Пусть извиняются по тому адресу, куда они написали первоначально.
- Вернемся к Карлосу Эдуардо. Как с ним обстоят дела?
- С ним была похожая ситуация, что и с Тере. Его агенты, названивая нам из Бразилии, пытались нас убедить, что Карлосу необходима большая игровая практика, которую он сможет получить, выступая за какой-нибудь бразильский клуб. Мы говорим, хорошо, но пусть он приедет, и мы обговорим создавшуюся ситуацию и постараемся найти из нее выход. Карлосу, по его словам, звонили тренеры нескольких бразильских клубов, в том числе «Сантоса». Эдуардо хочет пробиться в сборную Бразилии и сыграть на чемпионате мира, который пройдет на его родине. Хорошая цель, но насколько она достижима, сейчас никто со стопроцентной уверенностью сказать не может. Но в ходе обсуждения с ним ряда моментов, мы нашли вариант, который на промежуточном этапе выглядит самым здравым. Мы стремимся в отношениях с Карлосом Эдуардо и игрока не потерять, и деньги.
- Курбан Бекиевич, вы говорили, что «Рубину» требуется усиление. Какая работа в этом плане ведется?
- Мы потеряли месяц из-за всей этой чехарды. Понятно, что футболисты, с которыми у нас велись переговоры, ждать, чем разрешится ситуация в «Рубине», не собирались. Они приняли решения, перешли в другие клубы. Но сейчас работа ведется, и очень активная. Ко второму сбору в Испании у нас будут новые люди. Но времени потерянного, конечно, жаль.
- Среди тех людей, кого нет на нынешнем сборе и Павел Черепанов, возглавлявший вашу научную комплексную группу?
- Да, Павла Петровича нет. Я благодарен ему за долгую совместную работу, но он принял решение вернуться домой, в Алматы, где у него живет семья. Еще два месяца назад у нас с ним состоялся разговор, он говорил, что, скорее всего, уже не будет работать. Мы обсудили все, и даже договорились, что до конца сезона он все-таки доработает. Но ему в «Кайрате» предложили хорошую работу, от которой не стоит отказываться. «Кайрат» тоже моя команда, которой многое в жизни отдано. Павел Петрович внес существенный вклад в развитии игры «Рубина», создал немало с научной группой, которую и организовал в клубе. И из той книги, которую он презентовал в конце прошлого года, даже половина наработок не реализована. И пока у меня нет на примете человека, который мог бы после Черепанова возглавить это направление в работе.
- Если еще раз обратиться к работе вашей научной группы, в компьютеризации тренировочного процесса вам видится ресурс в усилении игры команды?
- Конечно, сейчас без этого никак. По ходу тренировок мы снимаем показатели игроков в режиме реального времени, что дает возможность оперативно оценивать выполнение тем или иным игроков предлагаемых ему нагрузок, строить ему дальнейшие задачи.
- Мне, со стороны показалось, что практически все футболисты, находящиеся на сборе, работают на тренировках с удовольствием. Они соскучились по футболу или рады тому, что вновь собрались все вместе?
- Тут все вместе. И встрече рады, и настроение хорошее, и напряжение в команде снято, ведь в декабре все они ходили мрачнее тучи. Игроки освободились от психологического груза, что нас, тренеров, не может не радовать.
- Не секрет, что многие игроки пришли в «Рубин» «под Бердыева», и им было небезразлично, как определится ваша судьба в клубе.
- Возможно, оно и так, но все ребята профессионалы, в первую очередь.
- На утренней тренировке Гекдениз Карадениз был, а вечером, когда команда работала общей группой на футбольном поле, я его не нашел среди занимающихся?
- У Гекдениза Карадениза в этот день был день рождения. Дело в том, что в Стамбул прилетели его родные из Трабзона и были опечалены, узнав, что именинника нет дома. Последние годы Гекденизу не удавалось отметить свой день рождения с родными – его дата приходилась на разгар тренировочного сбора. Нынешний год стал приятным исключением для него, и когда он обратился ко мне с просьбой отпустить его на вечер, я пошел навстречу футболисту, к которому у тренерского штаба нет претензий. Думаю, что вернувшись, он быстро наверстает пропущенное.
- На этот сбор вы взяли трех футболистов «Нефтехимика», хотя там больше дюжины представителей «Рубина», за игрой которых ваш тренерский штаб внимательно следит. Что, больше никто пока не отвечает вашим требованиям?
- Мы не могли взять всех на сбор, остановили пока выбор на троих. На первый сбор «Рубина» приехали Игорь Портнягин, Вагиз Галиулин и Соломон Кверквелия, которые на хорошем уровне провели сезон в нижнекамском клубе. Не факт, что все трое останутся в команде, но у ребят есть хорошие шансы закрепиться в команде. Нет на этом сборе еще одного игрока «Нефехимика» Алишера Джалилова, о котором некоторые СМИ поторопились сообщить, но его мы намерены пригласить на второй сбор в Испанию. Как и, возможно, Устинова.
Вернулись из аренды и готовятся в общей группе Сергей Кисляк, игравший за «Краснодар», и Вальтер Чала, выступавший за «Депортиво Куэнка», откуда и пришел в казанский клуб. Кроме того, тренируется на сборе и воспитанник «Академии Коноплева» Амир Натхо – младший брат Бибраса Натхо. Он уже второй раз приезжает на зимний сбор «Рубина» и меня радует динамика его развития. В прошлом сезоне он выступал за «Дружбу» из Майкопа и здорово прибавил. Тренируются с нами и два молодых нападающих – Раду Гинсари, как и Михаил Платика, из молдавской «Академики», и Сердар Азмоун из иранского «Сепахана».
- «Рубин» устремил свой взор на иранский футбольный рынок? Говорят, что он очень даже перспективен.
- Может быть, он не так изучен, как другие, но перспективные игроки там действительно есть. Правда, в связи с футболистом, имя которого я назвал, меня могут обвинить в том, что я привлекаю в «Рубин» игроков с туркменскими корнями, ведь при разговоре выяснилось, что Сердар туркмен из Ирана. Мы начали общаться через переводчика, а он затем сам перешел на туркменский. Я его с удивлением спрашиваю, откуда знание языка. А он мне отвечает, что он туркмен по национальности. Кстати, у него отец тренер волейбольной команды, которая успешно выступает в чемпионате Ирана.
- Александр Бухаров по-прежнему в поле интереса «Рубина»?
- Да, я очень хотел бы видеть Сашу в команде, но для этого надо договориться с «Зенитом». В прошлый раз этого не удалось сделать. Может быть, сейчас ситуация изменится.
- А у вас не было желания на заседании Попечительского совета попросить его председателя, Президента Татарстана посодействовать в решении вопроса?
- Вы в курсе того, что происходило на том заседании или это ваши догадки? Да, я тогда попросил Рустама Нургалиевича, если у него будет такая возможность, поговорить с Алексеем Миллером и помочь переходу Александра Бухарова в «Рубин». Но, вы сами, же понимаете, что Президент Татарстана не обязан заниматься селекцией «Рубина», пусть и возглавляя Попечительский совет.
- Впереди у «Рубина» очень сложные матчи 1/16 финала Лиги Европы с мадридским «Атлетико» - самым трудным соперником из числа тех команд, которые были при жеребьевке. Какие ожидания?
- Чем сильнее соперник, тем интереснее к нему готовиться, и тем интереснее будут матчи. Есть история клуба, и именно матчи с таким соперниками, как «Барселона», «Интер», «Атлетико», независимо от их результатов, украшают летопись. Сказать, что мы обречены еще до матчей на неудачу, не могу. И не потому, что как тренер, не имею на это право. Я вижу, как готовятся ребята, как они обсуждают между собой, кто из них готов сыграть с «Атлетико», а кто еще пока нет, но очень хотел бы выйти на поле против мадридского клуба.
- Искать на футбольной карте «Атлетико» нет необходимости, а сыграть достойно со второй командой чемпионата Испании футболистам «Рубина» вполне по силам. А каковы шансы казанского клуба в чемпионате премьер-лиги, где «Рубин» занимает только седьмое место?
- Еще ничего неясно. Да, есть команды, которые идут впереди, но что будет происходить в российском чемпионате весной, никому неизвестно. И у «Рубина» есть шансы не только бороться за места в зоне еврокубков, но и на пьедестале почета. Но для этого надо решить несколько задач. Главная из них, успешно провести комплектование. У нас есть позиции, которые необходимо усилить.
- Курбан Бекиевич, мы все о футболе и вашей команде, а удалось ли вам самому отдохнуть? Провести Новый год в кругу семьи?
- К сожалению, на Новый год выбраться к семье не удалось. Если бы заседание Попечительского совета проходило бы один день, то я еще бы успел – мне от Алматы еще шестьсот пятьдесят километров на машине надо ехать. Я просто не успевал, а дочка первого января уже уезжала. Что касается отдыха, то я в принципе не отдыхаю, меня футбол поддерживает.
Официальный сайт Рубина