Лого Российская премьер-лига

24.12.2012

20121224

М.Рафалов: СУДИТЕ И СУДИМЫ БУДЕТЕ

Версия для печати

Марк РАФАЛОВ – судья всесоюзной категории, Почетный судья по спорту, Почетный судья по футболу, автор трех десятков книг, в том числе по методике судейства в футболе, а также ставших популярными «Поклонимся великим мастерам» и «Футбол оптом и в розницу», член Союза писателей России.

 

– Когда в середине 60-х годов мы с вами познакомились, вы вели в еженедельнике «Футбол» рубрику «Уголок арбитра». Ее целью было повышение образовательного уровня болельщицкой аудитории и, конечно, качества судейства, особенно молодых арбитров. И вот спустя полвека можете ли вы сказать, что болельщики стали лучше разбираться в тонкостях судейства, а уровень самого арбитража возрос?   

 

– Прежде всего, разрешите добавить, что в рамках «Уголка арбитра» у нас еще был раздел «Давайте разберемся», в котором мы рассматривали конкретные эпизоды матчей, сложные для судейской трактовки. Они, пожалуй, и вызывали самый большой интерес в силу своей актуальности. Что же касается ваших вопросов, то ответить на них непросто. Дело в том, что аудитория посетителей стадионных трибун в корне изменилась. Квалифицированных любителей футбола в значительнейшей степени сменила фанатская масса, которой нет смысла вникать ни в тонкости судейства, ни даже в тонкости игры. А когда людям сам по себе футбол, по сути, неинтересен, то и возникают все эти уродливые явления – оскорбительные баннеры, файеры, петарды и прочие хулиганские поступки.

 

– Но есть ведь еще и телеаудитория, куда, собственно, в основном и переместились квалифицированные болельщики.

 

– О ее уровне очень трудно судить. Если же говорить о телерепортерах, которых не могу называть телекомментаторами, ибо комментарий предполагает объяснение происходящего, чего они в силу непонимания предложить не способны, – так вот если судить по телерепортерам, то к большинству из них тоже относится только что сказанное: и в игре они не шибко-то разбираются, а в судействе – и того меньше. У меня иногда настолько накапливается раздражение, что закрадывается крамольная мысль: уж не пойти ли им всем в судьи, которых явно не хватает, тогда как болтунов у микрофонов явный перебор. Но вы ведь еще спрашивали об уровне судейства в сравнении, скажу так, с прошлым веком. Мне думается, что он не изменился ни в худшую, ни в лучшую сторону и вполне соответствует нынешнему этапу развития игры. Может быть, в самое последнее время уровень чуть понизился, ибо закончили работать несколько сильных судей. При этом личная культура арбитров явно стала выше, что, скажем, проявляется в их знании иностранных языков. В этом смысле и личная культура футболистов повысилась. Но вот пониманием судейских тонкостей наши игроки похвастать не могут. Вы наверняка помните, что когда-то арбитры накануне сезона принимали у футболистов зачеты на предмет знания правил игры и особенностей судейства. Бывало, что даже именитым мастерам мы ставили «неуды», а тогда их, мастеров, нельзя было вносить в заявки на соревнования. И, несмотря на уговоры тренеров изменить оценку, мы этого старались не делать, а лишь помогали игрокам подготовиться к пересдаче зачета. Конечно, и та система не была идеальной, но все равно пользу приносила.

 

– Слушая вас, я вдруг вспомнил евангельское выражение: «Не судите, да не судимы будете». Для футбольных арбитров его можно изменить так: «Судите и судимы будете». Причем в слове «судите» ударение можно делать и на первый слог, и на второй, смысл есть и в том, и в другом случае. А все потому, что судей судят все кому не лень. Игроки и тренеры едва ли не всегда оправдывают собственные поражения якобы плохим судейством. Недавно один известный руководитель слишком часто проигрывающей команды даже заявил, что, если президент РФС не может улучшить судейство, «надо решать как-то по-иному».    

 

– Да, я читал об этом в газете. И спрошу у вас: можно ли было себе представить, чтобы так высказывались тренеры во времена, скажем, Гранаткина и Латышева? И вообще с претензиями к качеству судейства никому в голову бы не пришло обращаться к председателю Федерации футбола страны. Для этого существовала Всесоюзная судейская коллегия во главе с всемирно признанным арбитром. А то, что судей всегда критикуют и что они всегда будут судимы, – это жизненный факт. И становясь на эту стезю, молодые арбитры должны быть готовы психологически к любой критике – как справедливой, так и чаще всего несправедливой. К огромному сожалению, культурой не блещут тренеры, постоянно «наезжающие» на судей. Вот я часто вспоминаю прошлое, а вы, кстати, тоже. Так разве могли наши ведущие тренеры бегать вдоль бровки и переругиваться с судьями?! Такое в страшном сне не могло присниться. А наказания за это смехотворные. Ну, отправят тренера на трибуну, ну, дисквалифицируют на матч-другой. Он и будет руководить помощниками по мобильному телефону. Вы же, как бывший член Всесоюзного тренерского совета, должны помнить, что даже самых известных наших тренеров порой вызывали на заседания этого совета, чтобы во вполне вежливой, корректной форме сделать замечания, например, за излишне резкие высказывания в адрес судей. И ведь помогало.

 

– Вернемся, однако, в сегодняшний день. Все-таки иной раз арбитры допускают вопиющие порой ошибки, казалось бы, невозможные при их квалификации. 

 

– Причин тут не одна, не две. Мне кажется, что страшное давление на тренеров, футболистов и судей связано, например, с тем, что в футбол пришли огромные деньги. И это относится не только к нашему футболу, а и вообще к мировому. Есть и другие причины. В прошлом году с ветеранами встречался Роберто Розетти. И я задал ему прямой вопрос: «Синьор Розетти, кто отбирает арбитров для судейства матчей высшего дивизиона, кто назначает их на тот или иной матч?». И оказалось, что это делает он практически единолично. То есть он четко ответил: «Только я». И тогда мне пришлось ему рассказать, что раньше у нас этим занимался президиум Всесоюзной коллегии судей. Я помню немало случаев, когда даже ее председатель Латышев оказывался в меньшинстве, не проходила предложенная им кандидатура. Тогда члены президиума часто спорили, разбирая те или иные качества рассматриваемых кандидатов. Ну, и назначения на матчи тоже осуществлялись коллегиально, правда, все-таки более узким кругом – не собирать же было каждый раз президиум. Впрочем, и этим не исчерпывается проблема. На эту тему объемистый доклад можно написать.

 

– Но вот наверняка не обошлось без участия Розетти такое, к примеру, положительное явление, как назначение на матчи судей, независимо от их, скажем так, географической привязанности. Попросту говоря, встречу московской команды с иногородней может теперь обслуживать москвич, лишь бы его уровень соответствовал уровню матча.

 

– Да, это приятное возвращение к прошлому. Так ведь бывало и до войны, и в 50-ые годы. В одной из книг я даже привел список таких матчей, а их было не меньше двух десятков  только за сезон, когда пытался доказать, что к такой практике надо вернуться. О, вот еще вспомнил. В 1961-м перед финалом Кубка СССР между донецким «Шахтером» и московским «Торпедо» тренер украинской команды Олег Ошенков обратился с просьбой назначить на этот матч какого-либо московского судью, так как считал, что квалификация столичных арбитров тогда была выше, чем у остальных. Но и не только, кстати говоря, в этом я вижу заслугу синьора Розетти. Совершенно очевидно, что изменилась к лучшему манера поведения наших судей на поле, их внешний вид.

 

– А когда, на ваш взгляд, коренным образом изменятся отношения между судьями и теми, кого они судят? Когда эти отношения хотя бы вернутся на прежний, скажем, двадцатилетней давности уровень? Когда воцарятся у нас добрые взаимоотношения между всеми членами нашего футбольного сообщества?

 

– Увы, на эти вопросы вам вряд ли кто-нибудь ответит. Надеюсь, даже уверен, что это произойдет. Когда-нибудь. Но вот когда?..          

 

Интервью провел Валерий ВИНОКУРОВ     

 


Медиа:


Последние новости: