После победы над «Бенфикой» Унаи Эмери высказался в том смысле, что этот успех добавит «Спартаку» сил, если будет правильно оценен. Если уж тренер говорит так откровенно, то нет сомнений, что он все оценит верно. Допуская, что при переводе с испанского какие-то оттенки сказанного могли быть утеряны, все-таки остановлюсь на сути, имеющей отношение не только к спартаковцам, но и, пожалуй, ко всем ведущим командам высшего дивизиона. Дело в том, что футболистов ни одной из них нельзя, по-моему, упрекнуть в недостаточной функциональной готовности, иными словами в том, что им не хватает сил. Потому и родился заголовок, в котором только две буквы изменены по сравнению со всем известным оригиналом, две буквы, коренным образом изменившие смысл. Оригинал же («Сила есть, ума не надо», если вдруг кто не догадался) к спорту в целом, а к футболу тем более, вообще неприменим. Потому что и в тяжелой атлетике, скажем, и в легкой без ума, то есть без постоянной мыслительной работы, делать нечего. В футболе же, самой сложной из игр, необходим даже, так сказать, коллективный разум.
Вот почему вновь на повестку дня вышла тема организации игры в атаке, которая в наибольшей степени зависит от наличия в командах дирижеров, или диспетчеров, или плеймейкеров – кому какое определение по вкусу. Ибо сколь хорош бы ни был коллективный разум у классной команды, без яркого мастера, умеющего создать выгодные ситуации для атакующих партнеров, интересная и результативная игра в наступлении не ладится по-настоящему. А таких мастеров сейчас нет, увы, ни в одной из наших лучших команд, отчего с таким трудом и даются им голы, и прежде всего – в евротурнирах.
Вспомним, какую роль играли, скажем, в «Локомотиве» Лоськов, в ЦСКА Карвальо, в «Зените» Данни, в «Рубине» Домингес, в «Спартаке» Алекс, в «Динамо» (совсем недолго, правда) Воронин. Не думаю, что кто-то может отрицать очевидный факт: футболистов этого редкого амплуа и столь же редкого мастерства в последнее время во всех этих клубах нет. Конечно, опытные тренеры это видят и пытаются создать группу из двух-трех футболистов, которую когда-то называли диспетчерским пунктом, или организационным штабом, или еще как-то – тоже по вкусу. Гуусу Хиддинку и Курбану Бердыеву, к примеру, это в какой-то степени удалось, однако не настолько, чтобы «Анжи» сумел забить в ворота сильного «Ливерпуля», а «Рубин» – больше одного гола в ворота значительно более слабого «Нефтчи».
У «Зенита» такая группа довольно долго действовала неплохо, в ожидании выздоровления Данни. Однако еще до его возвращения в основной состав известные всем неприятные события в чемпионском коллективе отрицательно сказались и на игре, что, впрочем, вполне естественно. Лучано Спаллетти довольно долго предпочитал не упоминать в своих интервью ни о тех самых событиях, ни о спаде в игре его подопечных, но зато в течение последней недели высказался на эту тему дважды. Сначала, по следам вымученной победы над «Андерлехтом», он сказал, что «Зенит» постепенно выходит из кризиса. А спустя три дня, после – чтоб не повторять одно и то же определение – выцарапанной победы во Владикавказе, сообщил, что кризис вообще остался позади.
Безусловно, тренер всегда лучше всех знает, как оценивать происходящее в его команде, и потому искренне надеюсь, что проблемы «Зенита», как моральные, так и игровые, благополучно разрешились. Вот только непонятно, как это произошло так быстро: за три дня пройден путь от «постепенного выхода» из кризиса до полного его преодоления?! Поскольку тема нашего разговора – умная, созидательная игра в атаке, мне кажется, что наш чемпион в матчах с «Андерлехтом» и «Аланией» такой игры не показал, и, значит, игровой кризис, с точки зрения стороннего наблюдателя, вряд ли можно считать преодоленным. Судите сами: из четырех голов три были забиты со стандартных положений (один раз с пенальти, один раз после отраженного вратарем пенальти мяч был добит и еще один раз со штрафного удара), а четвертый – из-за нелепой ошибки соперников из «Алании». Иначе говоря, ни одного гола чемпион не забил в ходе какой-либо содержательной атакующей комбинации. Однако еще раз повторю: тренеру виднее, и потому мы вправе в ближайших матчах ожидать от «Зенита» возвращения к его прежней яркой игре в наступлении.
А чего ждать, например, от «Локомотива»? Задаю этот вопрос сам себе и в поисках ответа пытаюсь оценить его атакующий потенциал. Такому подбору мощных квалифицированных форвардов может, по-моему, позавидовать любая команда. И практически в каждом матче все они – порознь, парами или даже тройками – получают возможность проявить себя. Однако лишь пять туров назад в Грозном, больше месяца уже прошло с тех пор, команда сыграла по-настоящему результативно. Но, что называется, за счет силы, ибо и в мощной средней линии нет у нее футболиста с задатками плеймейкера (в дословном переводе с английского «делающего игру»).
Центральным в минувшем туре считался матч «Терека» с ЦСКА, так как эти клубы занимали второе и третье места. Оказался он достаточно любопытным по сюжету, но, увы, не по качеству игры. Армейцы вырвали победу в концовке тоже за счет силового давления, а не яркой комбинационной игры в атаке. И с этой точки зрения мне больше всего понравилась встреча «Рубина» с «Анжи». Там шла борьба, как принято говорить, на встречных курсах, а по сути это было соперничество двух «диспетчерских пунктов». Кому лучше удастся организовать наступление – вот за что велся спор. Вообще же мне кажется, что у двух этих команд есть много общего – как в комплектовании состава, так и в построении игры. И есть даже футболисты, которых в полной мере можно считать универсальными мастерами, например, Карадениз или Буссуфа. Пусть нет ярко выраженных диспетчеров, зато есть у тренеров понимание, насколько такие игроки необходимы, и есть стремление как-то компенсировать их отсутствие – для того ведь и создаются группки игроков-созидателей. В этом отношении с «Рубина» и «Анжи» можно, мне кажется, брать пример целому ряду наших команд.
Что же касается тура в целом, то он оказался более результативным, чем два предыдущих, но все же не таким, какими были туры сентябрьские. С одной стороны, конечно, поля стали подвергаться природным воздействиям, с другой – возможно, сказывается уже некоторое утомление. Сейчас ведь приходится ведущим командам постоянно проводить по два матча в неделю, а остальным – пусть не постоянно, но периодически. Вот и в середине наступившей недели предстоят игры Кубка России, а на следующей – вновь в Лиге чемпионов и Лиге Европы. Что поделаешь, к такому календарю надо привыкать многим нашим командам: ведь борьбу-то они ведут за высокие места, то есть фактически за право играть в Европе, за право иметь именно такой напряженный календарь. Силы выдержать его есть. Ну, а ум, о чем мы вели речь, наверняка со временем приложится.