Один из моих учителей в журналистике Лев Филатов, рассказывая нам, молодым, о чем-нибудь или о ком-нибудь, периодически говорил: «А это мой факт». Имелось в виду, что он присутствовал при каком-то событии или разговоре, а потому сообщает нам нечто не многим известное, то, чего не найдешь в справочнике или в газетной публикации. Надеюсь, читатели заметили, что в этих воспоминаниях о тренерах сборной я стараюсь пользоваться «моими фактами». Однако в третьей части «Командиров» сделаю исключение. И прежде всего потому, что не случилось мне познакомиться с Георгием Федоровичем Глазковым, который руководил сборной СССР в одном-единственном, правда, матче – в 1959 году против команды Чехословакии (3:1).
Впрочем, в ходе моей работы над объемной статьей-исследованием о пенальти «Дело техники и схватка характеров» выдающийся вратарь Анатолий Михайлович Акимов рассказал мне о том, как бил с одиннадцатиметровой отметки Георгий Глазков, считавшийся до войны едва ли не лучшим исполнителем такого удара в нашем футболе. Это могу назвать «моим фактом», нашедшим к тому же место в той статье, которую я вставлял и в несколько своих книг. Так вот Глазков, по словам Акимова, бил пенальти на силу, и ни сам Акимов, ни его партнер по «Спартаку» Владислав Жмельков, кстати, специалист по отражению одиннадцатиметровых ударов, ничего не могли поделать. Тогда в практике ряда ведущих клубов действовало неписаное правило: по окончании командной тренировки футболисты оставались на поле для индивидуальной работы. Поэтому не трудно представить, сколько раз Глазков пробивал пенальти Акимову и Жмелькову. Но вот в кубковом матче с «Зенитом» в 1944 году Глазков не забил с одиннадцатиметровой отметки. И после этого случая, рассказал Акимов, он почти перестал бить пенальти. «Чуть-чуть потерял уверенность, – уточнил Анатолий Михайлович, – и пропала точность. Не переучиваться же, не переходить на другой удар. Да и вряд ли вообще такое возможно».
По завершении карьеры игрока Глазков тренировал разные клубы, а последние шесть лет жизни работал старшим тренером знаменитой московской ФШМ. В 1959 году сборная СССР провела лишь три матча. Глазков руководил ею, как уже было сказано, в первом из них, а еще к двум ее готовил Михаил Якушин, о котором речь впереди. Он ведь возглавил сборную на постоянной основе в 1967-м, а мы договорились соблюдать хронологию. Когда же буду рассказывать о Михаиле Иосифовиче, тогда и вспомню об этих двух матчах 1959-го, тем более что один из них был для нее важнейшим. В 1960-м на тренерский мостик вернулся Качалин и оставался на нем до конца чемпионата мира – 1962. О Гаврииле Дмитриевиче речь шла, напоминаю, в «Командирах (часть 2-я)».
Константин Иванович Бесков
В 1963 году сборную СССР впервые возглавил Константин Иванович. Как и Качалин, он трижды призывался к ее руководству, и, значит, трижды его от работы освобождали. Впрочем, стоит ли в очередной раз подчеркивать, что все наши лучшие тренеры с несправедливостью начальства сталкивались множество раз. Никто из них этой участи не избежал, каких бы достижений они ни добивались. Второе место в Европе, четвертое в мире и на континенте, четвертьфинал чемпионата мира – ничто тогда не спасало от увольнения.
С Бесковым мы регулярно встречались на протяжении сорока(!) лет. Опубликовали множество статей, интервью, провели немало времени в беседах за семейным столом и в прогулках по улицам разных городов. Так что мне трудно выбрать какой-то особенный случай для рассказа. Однако не только по этой причине ваш покорный слуга решил несколько изменить форму воспоминаний. Дело в том, что с несколькими тренерами сборной, в том числе с Константином Ивановичем, мне по долгу службы довелось беседовать об их взглядах на особенности работы с главной командой страны. Понимаю, что сейчас их соображения не актуальны. Но не потому, что устарели, а потому только, что сборную страны в последние годы возглавляют опытнейшие иностранцы. Когда же ее возглавляли отечественные специалисты, у меня складывалось устойчивое мнение, что со взглядами их предшественников на принципы работы сборной СССР «командиры» сборной России не слишком хорошо знакомы. Но ведь наверняка придет время, когда нашу сборную возглавит россиянин. Может быть, ему пригодятся рассуждения тех, кто руководил сборной СССР.
Итак, послушаем Константина Ивановича. Он говорил это в январе 1974 года, но порой кажется, что сказано это вчера или сегодня:
– Мы не имеем права смириться с тем, что сейчас выглядим на международной арене слабо. Наш футбол разросся, как говорится, вширь и вглубь, но желаемого качественного сдвига пока нет. Попробую доказать это на простом арифметическом примере. Без 16 клубов высшей лиги мы имеем 137 команд мастеров. Это значит, что в каждом туре на поле выходят, к примеру, 137 центральных нападающих. Команды высшей лиги хотели бы выбрать для себя хотя бы по одному такому форварду. Надо выбрать 16 человек, а выбрать некого. Получается, что у нас много футболистов, которые систематически тренируются, однако не становятся мастерами высокого класса. То есть, не решена качественная сторона подготовки.
– Конечно, в недостатках сборной проявились не только общие недостатки футбола. Есть и частности. Я, например, внимательно изучил учебно-тренировочные планы работы сборной в прошлом году. Перед матчами с зарубежными сборными она собиралась на кратковременные занятия. И вот как это выглядело. Первый день уходил на съезд футболистов из разных городов. Во второй день научная бригада вела углубленный медосмотр. На третий день приходилось проводить восстановительные мероприятия разгрузочного характера для того, чтобы снять обнаруженное при медосмотре переутомление. На четвертый день игрался, например, тренировочный матч со слабым противником. Пятый, предыгровой день, естественно, посвящался непосредственной подготовке к матчу и отдыху. А на шестой день – игра. При таком режиме работы в течение всего сезона могла ли сборная обрести тактическое лицо, достичь взаимопонимания?
– Если сравнивать нашу сборную с лучшими сборными других стран, легко заметить, что средний уровень подготовки у нас ниже, чем у них. Конечно, есть и у нас футболисты, по своему мастерству приближающиеся к международному стандарту. Кажется, им остается сделать лишь шаг, чтобы стать «звездами», но сделать этот шаг, преодолеть какой-то невидимый барьер никак не удается.
– Есть и еще одно существенное расхождение в игре нашей сборной и лучших зарубежных команд. Они все матчи проводят с полной отдачей сил, при высоком психологическом настрое. Ошибается тот, кто считает, что добиться этого можно непосредственной «накачкой» перед игрой. Нет, для того, чтобы так выступать, необходимо эти качества приобретать в тренировках. То есть, тренировочные матчи и занятия необходимо проводить на высшей степени напряженности, потому что, если игрок не подготовлен к тому, чтобы всецело отдаваться игре, он не сможет это сделать даже в финале чемпионата мира, когда нет необходимости никого настраивать. Я не хочу сказать, что в таком режиме надо проводить все тренировки, но в плане подготовки к ответственным соревнованиям их необходимо предусматривать.
– Вне борьбы, в спокойной обстановке многие наши футболисты не уступят лучшим зарубежным мастерам в выполнении отдельных технических элементов, приемов. Но техника у нас хромает при выполнении сложных тактических действий. В середине поля все идет нормально, и различие в выполнении технических приемов мало заметно. А вот в районе штрафной площади, где в плотной борьбе особенно необходимо высокое индивидуальное мастерство, тут-то и появляются погрешности.
– Оптимальные сроки совместных тренировок и разрыва между ними, между встречами игроков сборной друг с другом необходимо еще определить. Главное, чего нам надо добиваться, чтобы в каждых последующих занятиях не начинать с нуля, а продолжать с той точки, где мы остановились. Поэтому длительность занятий должна быть такой, чтобы можно было закрепить намеченное, а интервал между встречами, который игроки проводят в клубах, был такой длительности, чтобы за это время они не отвыкли друг от друга, не теряли навыков сыгранности. Но уже сейчас нам ясно, что в начале подготовительного периода, тогда, когда начинают учебно-тренировочную работу клубы, причем, подчеркиваю, не во вред клубам, игроки сборной должны собираться, чтобы заложить основу для проведения в дальнейшем эффективных совместных тренировок в течение года…
Как читатель, конечно, понимает, приведенные здесь, дословные цитаты из всего сказанного Бесковым о принципах работы сборной страны не исчерпывающи. Но, мне кажется, основополагающие, хотя, признаюсь, выбрать их было нелегко, настолько интересными представляются мне все его соображения на эту тему. А чтобы избавить читателя от необходимости искать в справочнике, какие же матчи 1973 года анализировал Константин Иванович в январе 1974-го, приведу их полный список. Итак, сборная СССР сыграла тогда с командами Болгарии, Румынии, Ирландии, Франции, Англии, Бразилии, Швеции, ФРГ, Чили и ГДР. Вот каким богатым материалом обладал Бесков для подробного анализа. А выводы о том, насколько актуальны сегодня его соображения, убежден, способны сделать все посетители нашего сайта, среди которых не разбирающихся в футболе людей, наверняка, нет.
Валерий ВИНОКУРОВ