РПЛ продолжает рубрику «Лига профи» – рассказы людей, которые работают в нашем футболе и делают его лучше.
Героиня второй серии – выпускающий режиссёр медиаэкрана на стадионе «Краснодар» Гуара Атрашевич, которая с детства интересовалась футболом, но начала в нём работать уже после продолжительной карьеры на телевидении.
«Родители – режиссёры и не хотели мне такой же нервной жизни»
«Моё детство проходило за кулисами больших городских праздников, так как родители – режиссёры массовых мероприятий. Я всегда была и на репетициях, и на самих праздниках. Для меня всегда было загадкой: как родители сначала ночами пишут сценарии, что-то чертят, а в день праздника у них получается волшебство. В советское время же были стадионные праздники, демонстрации, концерты на площадях – как мне казалось, почти каждую неделю. Наверное, меня это и увлекло: как задумки с бумаги превращаются в красивую картинку.
Когда я поступала в Краснодарский институт культуры, мне хотелось быть режиссёром, но не конкретно на телевидении. Для меня было важно научиться придумывать, организовывать и воплощать свои идеи. Родители, кстати, были категорически против этого. Они сами всю жизнь проработали в этой профессии, а каждый праздник, эфир или матч, как у меня сейчас – это адреналин.
Все режиссёры в такие моменты находятся на нервах, переживают за любую мелочь. Ничего нельзя переделать, переклеить, ты работаешь здесь и сейчас. Если что-то пойдёт не так – не получится объяснить тысячам людей: «Ой, закройте глаза, а я сейчас всё исправлю». Зато когда всё проходит хорошо, чувствуешь облегчение и счастье от того, что всё получилось. Поэтому родители и не хотели такой нервной жизни для меня. Им было бы гораздо удобнее, если бы я стала, например, экономистом. Но мне захотелось пойти в культуру.
Первое, что я увидела в институте – идёт набор на специальность режиссёра-постановщика телевизионных программ. Я и подумала: «Это ж моё!» Ещё красиво звучало – отделение телевидения и кино, поэтому и пошла туда. Сама атмосфера в институте меня тоже подкупила: кто-то на гитаре играет, танцоры и актёры репетируют свои номера. Так как сама росла в творческой семье, я чувствовала себя там как дома. Ни разу не пожалела о своём выборе.
«На ТВ я повидала всё»
Первое реальное знакомство с телевидением состоялось в последний год учёбы на практике в ГТРК «Кубань». Я увидела внутреннюю кухню ТВ, как всё делают по-настоящему, а не как пишут в книжках или делают в мини-студиях в институте. Хоть я и была обычной студенткой, но могла ходить по кабинетам, наблюдать за работой аппаратно-студийного блока и студии в прямом эфире, смотреть, что делают режиссёры, операторы – в общем получала практические знания.
После окончания института я вернулась в родную Анапу, но там телестудия была маленькой, и я не могла работать режиссёром. Тогда единственной возможностью закрепиться на ТВ стала работа журналистом. Около года я пробовала себя в этой роли. Раз в неделю выходила программа о событиях в городах Краснодарского края, и мы делали для неё по одному-два сюжета об Анапе. Несколько раз я даже была ведущей.
Через год я случайно оказалась в Краснодаре, и мне позвонила подруга: «У нас освободилось место ассистента режиссёра, приезжай». Я погрузилась в эту работу – дело было на МТРК «Краснодар». Там работала отличная молодая команда с хорошими идеями, это можно назвать более современным телевидением. Я начинала как ассистент режиссёра и отвечала за наполнение канала: новости, художественные программы, видеоролики. Потом меня назначили режиссёром новостной передачи, и это была моя основная работа – сбор новостей и проведение эфиров несколько раз в день.
Затем я ушла на «Новое телевидение Кубани» – сейчас это «Кубань 24» – где тоже долго работала режиссёром новостей. Плюс получила опыт работы на ПТС во время трансляций: это были разные совещания, культурные мероприятия, не спортивные события. На ТВ знакомство со спортом ограничилось монтажом тематических сюжетов или программ.
В целом я работала режиссёром с 2001 года, но ещё два раза уходила в декретный отпуск. Можно сказать, на телевидении я повидала всё: новости, прямые эфиры, фильмы, ролики. Были и разочарования в себе, когда что-то не получалось, как задумывалось, а если это ещё видно в эфире – мало приятного.
Возьмём для примера выпуск новостей в прямом эфире. Там всегда должно быть что-то свежее. Но Краснодар – город пробок, и в неё может попасть съёмочная группа с отснятым материалом. Вот сюжет запланирован для показа в эфире, а его всё нет, и режиссёру надо решать: дать команду ведущему, что он будет позже, или вообще убрать из программы. Это тот самый азарт и адреналин – хочется доказать самой себе, что всё получится. Но ты ещё отвечаешь за свою команду и не можешь всех подвести.
Были моменты, когда тянули до последнего и с колёс запускали материал в эфир – тогда гордились собой, что всё успели. А когда не получалось и приходилось извиняться перед аудиторией, что сюжет выйдет завтра, лично для меня это было провалом.
«К первой игре нас готовили англичане»
Меня пригласила в «Краснодар» медиадиректор клуба Ольга Городжанова. В тот момент они набирали команду для работы на новом стадионе, и мы уже знали про медиаэкран, другие возможности арены. У «Краснодара» вообще самый красивый и самый современный стадион. Когда я первый раз зашла внутрь, была в шоке – это непередаваемые ощущения! Я ещё раньше поддерживала эту команду, так что появилась возможность совместить приятное с полезным: не просто бывать на всех матчах любимого клуба, но и работать в команде с хорошими талантливыми ребятами на очень крутом оборудовании – в общем ощущать себя частью чего-то очень грандиозного.
Футболом я интересовалась всегда. Когда училась в школе, бежала поддерживать своих одноклассников – один из них потом играл за «Краснодар-2000» – ещё переживала за футбольную команду родной Анапы. Мы семьёй обязательно устраиваем просмотр футбола. Ещё муж надо мной смеётся, что после каждого матча читаю всю возможную аналитику, пока еду домой, то есть я достаточно увлечённый человек. «Краснодар» – моя большая любовь, я всегда следила за этой командой и симпатизировала ей.
За два месяца до первого матча, где играли сборные России и Коста-Рики, я начала учиться работать с оборудованием на стадионе, ведь всё устанавливали без моего участия. К игре всё готовили англичане: и анимацию, и проект, благодаря которому всё запускается на медиаэкране. Они нас и обучали всем программам. Ещё приезжали специалисты из Москвы, которые максимально налаживали работу, устраняли какие-то неполадки, чтобы было удобно работать. На самом матче работали те же англичане – за себя точно могу сказать, что я стояла в стороне и наблюдала за работой. Они очень крутые специалисты.
У многих клубов РПЛ активные фанаты распевают песни, которые заучиваются годами и передаются от поколения к поколению. «Краснодар» – пока молодой клуб по сравнению с грандами, и наши болельщики учатся так красиво поддерживать. Во время работы в моей аппаратной открыто окно, и я слышу, что они пытаются придумать какие-то кричалки, новые традиции боления, но не все могут их поддержать – эти активные группы совсем маленькие. Ролик, который мы запускаем перед каждым матчем – это традиция, которая есть уже сейчас, а чтобы распевать песни всем стадионом, ещё нужно время.
«Хочется сразу праздновать гол, но надо терпеть»
Сначала мне всё казалось сложным, я даже думала, что никогда ничего не пойму. Оказалось, что все выпускающие программы одинаковы, просто по-разному называются. Нужно было отвыкнуть от пульта и привыкнуть к компьютерной мышке. Специалисты ещё поработали над тем, чтобы облегчить мне работу и не требовалось много действий – такая забота была приятной. Порой кажется, что всё очень сложно, но на самом деле нужно нажать кнопку, и всё запустится. Однако это ещё и большая ответственность. Экран – это же техника, которая не зависит от твоего настроя на работу, у него своя жизнь. Если он не так себя поведёт – надо срочно решить проблему и так, чтобы это не было заметно ни для кого.
До сих пор очень трудно привыкнуть к двум вещам. Во-первых, во время матча мне кажется, что всё внимание болельщиков приковано именно к медиаэкрану, и если какой-нибудь пиксель не так светится – это обязательно все увидят. Хотя люди, в первую очередь, приходят смотреть футбол, а экран – дополнение, благодаря которому все происходящее превращается чуть ли не в шоу.
Во-вторых, когда мяч залетает в ворота, нельзя сразу включать анимацию. Нужно подождать несколько секунд, пока не скажут, что гол засчитан, а уже потом запускать все праздничные спецэффекты. За время работы на новостях выработалась привычка, что одна-две секунды кажутся очень большой паузой. Хочется сразу запустить анимацию и праздновать со стадионом – а надо ещё потерпеть, и это очень сложно.
«Моя задача – вовремя запустить видео»
На стадионе две аппаратные комнаты. В той, где я работаю, во время матча ещё находятся диктор, звукорежиссёр, инженер и начальник IT-отдела, который следит за работой всех компьютеров, нашего экрана и всей другой техники. Один из компьютеров отвечает за медиаэкран, второй – за светодиодные панели, третий – за табло. Вторая аппаратная – абсолютно такая же, как на телевидении. Там есть всё для производства любой программы в прямом эфире: пульты для режиссёра и звукорежиссёра, куча мониторов, повторки.
Во время матчей мы взаимодействуем друг с другом через громкую связь, рации. Обязательно ещё связываемся с Ольгой Городжановой, которая находится у поля и даёт всю нужную информацию: например, по заменам, добавленному времени. После её указаний мы и выводим то, что нужно, на медиаэкран.
Я работаю только накануне матча и в день игры. До матча занимаюсь сбором и подготовкой рекламы на панелях согласно сценарию, это достаточно времени отнимает. Также проверяю весь необходимый контент: видеоролики, графика. Их прогоняю на медиаэкране, чтобы всё работало идеально и без брака – это всё-таки наша визитная карточка.
В день матча все службы, работающие на стадионе, приезжают утром вне зависимости от времени начала игры. Технари начинают работы где-то с восьми-девяти часов, я – чуть позже, с девяти-десяти. Время пребывания на арене зависит от того, во сколько игра начинается. Например, Лига Европы – это всегда поздние матчи, один из таких был вообще в 22 часа.
Если представить, что тогда я приехала в 10 утра – получится, что до игры я уже отработала 12 часов. Потом ещё два часа идёт сам матч, и после финального свистка мы продолжаем работать – где-то полчаса точно. Пока болельщики расходятся, на медиаэкране появляются флэш-интервью с тренерами и игроками, реклама, саммари. На каждом матче бывает по-разному: на одном флэши могут идти подряд, на другом мы их долго ждём – даже есть зрители, которые ради этого остаются до последнего.
Я не участвую в создании роликов для медиаэкрана, мне их приносят в готовом виде. Моя задача – запустить видео вовремя, согласно сценарному плану. Поэтому даже правильнее говорить, что я выпускающий режиссёр: просто нажимаю «Play», и ролик появляется на экране. Для графики с голами, заменами нужно побольше действий. Когда происходит замена, надо запустить уходящего игрока, затем закрыть окно с ним и поставить того, кто его меняет. В случае с голом сначала идёт анимация «Гол!», потом нужно вывести его автора. Сложности могут возникнуть в конце матча из-за того, что много событий идут подряд: замены, добавленное время, плюс свой контент, который не зависит от хода игры. Команд много – экран всего один. Всегда хочется, чтобы всё получалось вовремя.
«Мечта – быть режиссёром футбольных трансляций»
С точки зрения телережиссёра сейчас можно многому научиться: есть новая техника, программы, проекты. У стадиона «Краснодара» очень большие возможности, и мне бы хотелось, чтобы показ матчей там был особенным. У меня есть, можно сказать, одна мечта – стать хорошим режиссёром футбольных трансляций. Например, задействовать кучу камер, повторов, показать больше эмоций игроков, болельщиков. Тем более я никогда этого не делала: концерты и совещания – это совсем другое.
Возможно, так на меня влияет детство, когда мне казалось, что вижу больше, чем остальные. Футбол – это не только сами игроки, но и эмоции от игры – то, что заводит болельщиков, радует их или заставляет плакать. С нашими возможностями реально делать необычную трансляцию, передавать живые эмоции. В голове много идей, чтобы научиться всему этому, классно работать в режиме онлайн и подарить это настроение телезрителям, которые не чувствуют того же, что болельщики на стадионе.
Я смотрю много футбола – например, очень нравится английская Премьер-Лига – и там есть матчи, когда показ становится чем-то круче, чем просто трансляция. Они так передают настроение болельщика, что начинаешь чувствовать: «Ого, да я сейчас ощущаю то же самое». Вот мне бы этому хотелось научиться – делать не просто трансляцию футбола, а что-то похожее на шоу».
Текст был впервые опубликован на официальном сайте РПЛ 18 мая