В пятницу, 15 ноября, на стадионе «Газпром Арена» состоялось очередное заседание Исполкома Российского футбольного союза. По окончании мероприятия президент РФС Александр Дюков ответил на вопросы журналистов.
— Появилась информация о готовящейся судейской реформе. Можно ли сказать, что она состоялась?
— Говорить о том, что реформа свершилась, можно будет только тогда, когда появится результат. Сейчас рассмотрена и утверждена концепция развития судейства. В сентябре я сказал, что работа ведется, и что в октябре-ноябре вопрос рассмотрим и примем решения. Время пришло. Что решили на заседании? Первое — поддержана концепция развития судейства. Второе — назначен новый руководитель судейского комитета, им стал Ашот Хачатурянц. Николай Левников теперь сосредоточится на работе в УЕФА. Что касается самой концепции. Проведена серьезная аналитическая работа. Расскажу об основных направлениях, а позже и я, и Ашот Хачатурянц поделимся подробностями.
Мы планируем продолжить работу по развитию системы обучения, подготовки судей. Система должна быть современной. Важно, чтобы имели общий, единый стиль судейства. Чтобы стиль способствовал высокой интенсивности современного футбола.
Второе направление — надо развивать регламентную базу. Чтобы была единая трактовка спорных эпизодов.
Третье важное направление — разделение ДСИ на департамент судейства и департамент инспектирования. Логичное решение. Неправильно, когда в рамках одного подразделения сосредоточены и исполнение, и контроль.
Четвертое направление — введение единого рейтинга инспекторов и судей. Уровень оплаты труда судей, который имеем, уже не является адекватным. Решения принимались давно, а жизнь ушла вперед. Размер мотивации должен быть другим. Но основную часть денег судьи теперь будут получать в зависимости от того, насколько они качественно исполняют свои обязанности.
Последнее направление — взаимодействие со СМИ и участниками игры. Понимаете, мы снизим количество ошибок, но они останутся. Пройдет время и опять получим недовольство. Важно применять единую трактовку. Но всегда есть пограничные ситуации — между желтой и красной карточки, например. И всегда решения будут вызывать полемику. Все мы разбираемся в футболе, все мы эксперты. Даже сейчас, когда судьи принимают верные решения, всегда находится кто-то, кто считает, что должно быть по-другому. Этот человек высказывает свою позицию в СМИ и тем самым вбивает клин в судейство. Если у нас есть позиция, то мы не готовы слушать другую позицию. Мы должны отдавать себе отчет, что есть тренеры, некоторые руководители клубов, для которых судейский вопрос — определенный громоотвод, позволяющий переключить внимание болельщиков и акционеров. Судьи становятся козлами отпущения. Это подхватывается. В том числе и СМИ. Поэтому взаимодействие с прессой это важно. Во многих ошибках судьи виноваты сами, да. Но надо понимать — идеального судейства не бывает. Все равно случаются пограничные эпизоды. Очень хотим сломать стереотипы. Ведь сейчас оттоптаться на судьях — чуть ли не признак хорошего тона. Прощают футболистов и тренеров, но не судей. Качественная работа арбитров остается незамеченной. Нам кажется, что любой может взять свисток и отсудить, но это сложно. Надо ценить хорошую работу судей и освещать это.
— Как относитесь к идее привлекать иностранных судей?
— Считаю, что наши арбитры в состоянии качественно обслуживать матчи, и приглашение иностранцев не позволит избегать ошибок. Они тоже ошибаются. Мы в состоянии создать систему, которая повысит качество судейства. Уверен, что мы можем их пригласить, но потом кто-то из них совершит ошибку. Мы махнем рукой и скажем, что ладно, главное — нет коррупции.
— Когда на всех матчах РПЛ будет работать система VAR?
— Ведем работу по созданию ВАР-центра, в нашей штаб-квартире в Москве. Надеюсь, с 1 марта сможем использовать VAR во всех матчах тура. Также продолжается обучение арбитров, чтобы они могли работать в качестве ВАР и АВАР.
— Когда сборная России сыграет в новой форме?
— Когда дизайн новой формы будет разработан и согласован, тогда сборная и будет играть в новой форме. Adidas пока на вопрос не ответил. Что произошло, думаю, Александр Алаев ответит, он вёл переговоры. Я могу сказать, что работа с техническим спонсором по новой форме — продолжительный по времени процесс, который длится 14-15 месяцев. Экипировщик начал работу летом 2018-го, в сентябре того же года был представлен новый дизайн, РФС высказал пожелания, не согласовав тот вариант, который был подготовлен. В январе 2019-го Adidas ещё раз предложил новую версию. Они не получили нашего одобрения на производство этой формы, тем не менее, пустили её в производство, в результате мы получили форму, которую получили.
РФС считает дизайн неудачным, у нас есть вопросы по качеству, надеемся, Adidas проведёт работу над ошибками, и мы получим новую форму. Пока будем играть в той, в которой играем.
Александр Алаев:
— Это наша обоюдная недоработка. Мы не оформили весь цикл согласования формы, каким он должен быть. В итоге она не устраивает нас и болельщиков. Время есть, мы работаем с Adidas 12 лет, это сотрудничество всегда было успешным. Произошёл сбой, но надо максимально быстро сделать так, чтобы сборная и болельщики обрели форму, которая всех устраивает.
— Подошла к концу первая часть сезона ЮФЛ. Что получилось и что не получилось?
— Мне кажется, получилось абсолютно все, чего мы хотели добиться от этого формата, когда участвует 12 команд. Ребята получили большее количество высококонкурентных игр. Если брать команды наших питерских школ — СШОР «Зенит» и академию «Зенит» — у них было значительно меньше таких матчей в течение года. ЮФЛ, безусловно, способствует развитию футболистов. Мы познакомили юных футболистов с атмосферой, с которой им придется столкнуться в тот момент, когда они станут профессиональными футболистами, в том числе и в клубах РПЛ. Атмосфера ЮФЛ, в хорошем смысле, является репликой того, что происходит в Российской Премьер лиге.
Мы будем развивать этот турнир. Безусловно, в нем будет больше команд. Сейчас мы обсуждаем, как будет меняться формат. Скорее всего, это будет некая дивизиональная система. Подходы пока обсуждаются, в декабре мы проведем ряд совещаний и примем решение. Но турнир U-17 является очень важным элементом в построении пирамиды подготовки спортивного резерва, который мы создаем в регионах. И важным элементом станет создание региональных центров подготовки футболистов. Для нас важно, чтобы эти центры имели команды и U-17, и U-19. А нам нужно обеспечить юношей турнирами, где они могли бы играть с равными и повышали свое мастерство.