Лого Российская премьер-лига

21.02.2018

20180221

Российский футбол может быть прибыльным

Версия для печати

Российская футбольная Премьер-Лига и аудиторско-консалтинговое агентство PwC представили совместное исследование экономики российского футбола. Это впервые опубликованная информация об основных финансовых и коммерческих аспектах работы клубов РФПЛ. Представляем вашему вниманию все самое главное из исследования:

1. Российский футбол может быть прибыльным
По итогам 2016 года доходы клубов РФПЛ впервые за пять лет превысили расходы. Суммарная прибыль членов лиги – ₽3,2 млрд. Суммарный убыток четырех предыдущих лет – ₽24,7 млрд.

В 2016 году «Зенит», продав трех футболистов за €104 млн, стал, по оценке УЕФА, самым прибыльным клубом Европы с итоговым положительным сальдо в €77 млн (₽7,4 млрд по среднегодовому курсу). Другая хорошая новость в том, что в структуре доходов клубов РФПЛ постепенно снижается доля так называемых целевых отчислений (в первую очередь деньги от владельцев клубов).

Но до лучших европейских образцов пока далеко. Участникам сильнейших чемпионатов 38,7% доходов приносят медиаправа. В России этот показатель – всего 3,5%. И вряд ли он в ближайшее время сильно вырастет. «Мне хотелось бы, чтобы телевидение приносило лиге хотя бы $100 млн, но, наверное, мы не дождемся лучших времен», – рассказал президент РФПЛ Сергей Прядкин.

2. Билеты и абонементы приносят примерно ₽2 млрд
Российские клубы неохотно предоставляют детальные данные о своих бюджетах, даже несмотря на то, что публикуются только суммарные показатели. Поэтому по детализации отчет сильно уступает аналогичным документам европейских лиг. Но есть надежда, что в будущем ситуация улучшится. Сергей Прядкин заверил, что будет заставлять клубы открывать свои финансовые показатели.

Тем интереснее один из редких показателей финансовой деятельности, разобранный подробно, – продажа билетов и абонементов. Суммарная выручка клубов РФПЛ по этой статье в сезоне-2016/17 составила ₽1,96 млрд. Почти половину приносят билеты на игры Чемпионата России (средняя цена – ₽500 рублей за штуку), а более четверти – абонементы (₽5700 в среднем). Оговоримся только, что эти данные – неполные, в них не учтены вылетевшие высшего дивизиона «Крылья Советов», «Оренбург» и «Томь», а так же «Анжи» (проблема все в той же сложности с получением информации). То есть, эти два миллиарда заработали 12 из 16 клубов лиги.

Билеты на свои матчи онлайн продают 14 из 16 клубов. А абонементы – только 5. При этом через интернет продается 39% разовых билетов и 30% сезонных.

3. На стадионах становится комфортнее
Российские стадионы не только обновляются, но и становятся более дружелюбными. Количество сотрудников, отвечающих за безопасность, на трибунах за последние пять лет сократилось вдвое. А доля полицейских среди них уменьшилась в полтора раза за счет увеличения числа стюардов.

Девять клубов из 16 организуют развлекательные программы для всех болельщиков перед матчем или во время перерыва. Спонсоры клубов РФПЛ проявляют большую активность – партнеры 11 клубов размещают в дни матчей на территории стадионов собственные развлекательные площадки.

Системами управления взаимоотношений с клиентами (CRM) пользуются пока только пять клубов лиги. При этом два из них разработали программное обеспечение самостоятельно. Еще семь клубов планируют внедрение CRM в ближайшем сезоне. Но по словам представителей клубов, меньше половины спонсоров заинтересованы в маркетинговых активациях с использованием CRM-систем.

12 клубов из 16 располагают рекламными бюджетами для продвижения матчей. Основные каналы – наружка и онлайн-СМИ. А вот для информирования болельщиков в первую очередь используются электронные письма и смс.

4. Форма – основной рекламный носитель
На игровой форме клубов РФПЛ размещено 75 логотипов спонсоров и партнеров. Самыми популярные места – грудь и рукав, на них расположилось по 13 спонсоров. При этом клубам доступен только левый рукав – на правом обязательно должен быть логотип турнира.

Рекордсмен по количеству спонсорских логотипов в сезоне-2017/18 – «Спартак»: на его игровой форме присутствуют логотипы 11 партнеров, причем один из них размещен дважды. Второе место делят ЦСКА, «Рубин» и «Урал» с пятью спонсорами. Один клуб РФПЛ не имеет спонсорских размещений на своей экипировке, а у трех клубов представлено лишь по одному партнеру.

Источник: СБК


Медиа:


Последние новости: