Великие философы считали, что «история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса». Поскольку у нас-то пойдёт речь о футболе, сразу уточню: трагедии в футболе – только общечеловеческого происхождения (авиа- и автокатастрофы, смертельные случаи, в том числе на поле, и т.п.). Спортивные же неудачи, даже самые обидные или несправедливые, в крайнем случае можно назвать драмами. Что же касается фарсов, то их в нашем деле действительно хватает.
Когда в российском футболе возникают какие-либо катаклизмы, быстро выясняется, что в его, отечественного футбола, истории нечто подобное уже случалось. Выводы из последующих напоминаний предлагаю читателям делать самостоятельно, я же просто приведу факты в качестве примеров. 45 лет назад, по окончании чемпионата мира 1970-го, в котором сборная СССР проиграла в четвертьфинале команде Уругвая, её тренер Гавриил Дмитриевич Качалин был уволен. На этот раз окончательно, потому что его увольняли и после ЧМ-1962 (тоже из-за поражения в четвертьфинале), а к ЧМ-1970 опять назначили. Попутно напомню, что он руководил сборной на победной Олимпиаде (1956) и на выигранном Кубке Европы (1960), а также на трёх чемпионатах мира.
А после его увольнения в августе 1970-го тренером сборной был назначен Валентин Николаев, по совместительству, так как он тогда возглавлял ЦСКА, который под его руководством закончил сезон чемпионом СССР. В октябре и ноябре того же года сборная выиграла два матча (товарищеский с Югославией и отборочный чемпионата Европы с Кипром), а в следующем, 1971-м, заняла первое место в отборочной группе (опередив, к слову, Испанию) и вообще не потерпела за весь сезон ни одного поражения, так что Николаев, по-моему, по сей день остается единственным тренером, под руководством которого сборная СССР никогда не проигрывала. (Впоследствии Валентин Александрович Николаев с молодежной сборной СССР дважды выигрывал чемпионат Европы).
Но в конце 1971 года ни одного матча не проигравший тренер от работы в сборной был освобождён по настоянию высокого армейского начальства. Почему? Причина проста: чемпионы страны – футболисты ЦСКА заняли лишь 12-е место, то есть тренер-совместитель не смог совместить несовместимое. А вообще возможно ли это? Считаю вопрос риторическим, поскольку история футбола полна примеров, которые и сделали его не нуждающимся в ответе.
После ухода Николаева наступил удивительный период в истории сборной страны: три сезона – три тренера. Конечно, ни к чему хорошему для команды это привести не могло, но для автора этих строк оказалась чрезвычайно полезной возможность провести так называемые «постановочные или установочные интервью» с тремя нестандартно мыслящими, глубоко и широко понимающими футбол, да и вообще интересными людьми. Итак, в начале 1972-го беседую с Александром Семёновичем Пономарёвым, в начале 1973-го – с Евгением Ивановичем Горянским, в начале 1974-го – с Константином Ивановичем Бесковым. Как вы понимаете, каждый из них работал со сборной лишь сезон (для Бескова это было второе назначение руководителем главной команды страны, а будет потом еще и третье). Естественно, обширные интервью были полностью напечатаны в еженедельнике «Футбол-хоккей», но затем я объединил их под заголовком «Техника, тактика, труд» и опубликовал в нескольких своих книгах.
Конечно, какое-то место в каждом интервью занимали актуальные на тот момент вопросы, связанные с комплектованием сборной и тогдашней ситуацией в футболе. Но значительно большую часть бесед составляли профессиональные тренерские взгляды, которые, по моему убеждению, верны и полезны для любого футбольного времени. С краткими выдержками сейчас познакомлю читателей.
Итак, начинаю в хронологическом порядке, то есть первым слово получает по вопросу о комплектовании сборной Александр ПОНОМАРЁВ:
«Если в клубах есть большой выбор высококлассных исполнителей разнообразных игровых манер и амплуа, тренер сборной может сконструировать мысленно модель игры команды, соответствующую его вкусам, творческим взглядам, турнирным задачам, а затем выбрать подходящих исполнителей. Но это мечта. Так может быть только в идеальном случае. На практике же мы вынуждены собирать лучших игроков из разных команд, желательно связками или линиями, и после этого, когда мы видим, что имеем, подбирать тактические варианты. Ограниченность выбора не позволяет жертвовать, например, хорошим полузащитником-универсалом ради даже отличного полузащитника атакующего плана. Если иметь как минимум двух-трёх первоклассных полузащитников-универсалов, то можно спокойно вводить в состав лишних форвардов. Но поскольку большинство игроков способны выполнять ограниченные функции, приходится порой жертвовать кем-то, исходя из практических соображений».
А вот что говорил на эту тему Евгений ГОРЯНСКИЙ:
«Известны так называемый звёздный принцип комплектования и система блоков, когда в сборную привлекаются звенья игроков из одного клуба. Мне кажется, что для нас наиболее приемлем смешанный метод, то есть и привлечение лучших игроков, и по возможности использование блоков. При комплектовании команды необходимо в известной мере учитывать перспективность игроков для того, чтобы футболисты приходили в сборную всерьез и надолго. Нельзя освобождать игроков из сборной после какого-то неудачного матча или временного спада в игре. При изменении состава мы постараемся проявлять осторожность, а во время отборочных игр официальных турниров – совершенно исключить эксперименты. При любых условиях необходимо иметь костяк сборной, хотя сейчас в составе и есть некоторые спорные места, что потребовало от нас расширить список кандидатов этих амплуа, в частности, кандидатов на роль центрального нападающего».
Этот же вопрос Константин БЕСКОВ рассматривал, так сказать, расширительно:
«В наших условиях надо по возможности сочетать все способы комплектования. Блочный представляется мне наиболее перспективным, но надо, конечно, иметь подходящие звенья и линии. Если говорить о выборе тех, кто в конкретный момент хорошо играет в клубе, но еще не привлекался в сборную, то здесь надо быть особенно внимательным. Ведь у нас как бывало: забьет футболист три гола в двух последних матчах, и его тут же берут в сборную. Это неправильно со многих точек зрения. На того, кто лучше играет в чемпионате в определенный момент, мы обязаны обратить внимание, но должны в первую очередь оценивать не состояние его спортивной формы, а определить, каковы его потенциальные возможности как классного игрока и способен ли он вписаться в уже существующий состав сборной. Системы игры развиваются, естественно, с нюансами, с отклонениями, не в одной какой-то команде, не в сборной команде, а в целом в мировом футболе. Постоянно идут поиски новых вариантов. Наличие тех или иных игроков может даже породить новую систему. Как бы неожиданно, вдруг она может проявиться. Мне кажется поэтому, что нужно прежде всего исходить из того, каких игроков вы имеете. И ни в коем случае не переделывать их, когда они приходят из клуба в сборную. Тренер сборной может помочь лучшим игрокам в совершенствовании, если добавит к ним партнеров, которые помогут им раскрыть те качества, какие без хорошего партнёра трудно реализовать».
Надеюсь, по этим коротким отрывкам можно понять, насколько серьёзными и глубокими были соображения и рассуждения тренеров, приступавших к работе со сборной страны. С другой стороны, о многом ли скажут вырванные из контекста строки? Важно, что тренеры оценивали не только положение в нашем футболе, но и опирались на практику футбола мирового. И было это тогда, когда сборная страны твёрдо входила в восьмёрку сильнейших в мире, хотя в значительной степени из-за тренерской чехарды и попыток использовать тренеров-совместителей постепенно начинала терять свои высокие позиции.
Валерий ВИНОКУРОВ