К вопросу о методике работы в подготовительном периоде
Полтора десятка лет назад, готовя к печати книгу «Федотовы», я приехал к Володе и его жене Любе, чтобы подобрать из их семейного архива фотографии для книги. В тот день Володя собирался улетать в Новороссийск, где должен был принять команду «Черноморец». В комнате, где мы просматривали альбомы с фотографиями, на стуле расположился небольшой дорожный чемодан с вещами первой необходимости. Чемодан уже был собран, и на самом верху лежали две папки с вырезками из еженедельника «Футбол» давних лет. Там было множество статей наших замечательных тренеров о предсезонной подготовке, о тактике, о работе с молодыми футболистами. «Почти все они прошли через твои руки, – сказал Володя и улыбнулся, – и через голову тоже. Я твою манеру или, как вы говорите, стиль письма давно знаю. Эти папки всегда при мне. Только они уже слишком давно не пополняются».
К тому времени стаж тренерской работы Владимира Федотова составлял уже более двух десятков лет. Еще в 1981-м ростовский СКА под его руководством стал обладателем Кубка СССР. А начинал он свой путь на этом поприще тогда, когда необходимо было соблюдать требования «Научно-методических указаний», издававшихся в виде брошюры и направлявшихся во все команды мастеров. За их соблюдением внимательно следили члены Научно-методического совета Федерации футбола страны, на сборы команд приезжали так называемые научные группы для контроля учебно-тренировочной работы. Опытные тренеры относились к подобным проверкам совершенно спокойно, тем более что проверяющие были плоть от плоти людьми футбольными и всем хорошо известными. А вот молодые тренеры нервничали, и мы, журналисты, если вдруг «контролеры» делали им серьезные замечания, постоянно за них заступались, доказывая, что в творческом деле нельзя поступать только по-писаному.
А в еженедельнике мы печатали статьи на эти темы в разных рубриках, чаще всего в рубрике «С полигона – в тренерский цех». Так что Володины слова порадовали, было приятно, что наш журналистский «скорбный труд» не пропал втуне. Но и грустно было тоже. Грустно оттого, что ни от кого из тогдашних тренеров, примерно такого же возраста, как Володя, не слышал подобных признаний, ни у кого из них не замечал такого интереса к наследию их великих предшественников. А сейчас, спустя полтора десятка лет после того нашего разговора, убежден, что никогда и не замечу.
Однако это, так сказать, личное дело автора, испытывающего естественную ностальгию по славным с творческой точки зрения временам. Но ведь с другой-то стороны: отсутствие каких бы то ни было указаний и, тем более, контроля обеспечило полнейшую творческую свободу тренерам. Как уж они ею воспользуются, дело каждого из них. Тем более что научное обеспечение команд достигло небывало высокого уровня. Тренер одного из ведущих клубов рассказал осенью в интервью, что сейчас он может находиться в своем кабинете и на экране компьютера получать полнейшую информацию о функционировании организма каждого из его подопечных. Конечно, все это не могло не отразиться и на методике работы в подготовительном периоде.
В этом смысле интересно было узнать от Вячеслава Малафеева, отработавшего за два десятка лет карьеры множество подготовительных периодов под руководством разных тренеров, что нынешний зимний у «Зенита» практически не отличается от последнего летнего, который тоже проводил португальский тренер команды. Но при этом существенно разнится с зимним годичной давности. Опытный мастер не стал отдавать предпочтение методике того или иного тренера, а лишь подчеркнул отличие их творческих манер. Собственно говоря, тренерская индивидуальность проявляется во всем, и не в последнюю очередь – в том, как ведется работа в межсезонье.
Естественно, всё познается в сравнении. И мне, например, любопытно, почему динамовцы, к примеру, приступили к работе на четыре дня позже, чем питерцы. Командам ведь предстоит стартовать в один и тот же день (19 февраля) в плей-офф Лиги Европы, причем против относительно равных по силам соперников (ПСВ из Эйндховена и брюссельского «Андерлехта»). Подумаешь, какие-то четыре дня, скажет кто-нибудь. Но, во-первых, это немало, учитывая, что на подготовку есть лишь чуть больше месяца. А во-вторых, напомню, что ровно год назад спартаковцы, например, приступили к работе на неделю позже остальных команд. И это дало впоследствии повод руководству клуба признать подготовительный период проваленным (возможно, не только из-за сроков). Впрочем, выводов никаких не делаю, а лишь задаю сам себе вопрос. Вопрос в качестве памятки, чтобы не забыть при случае получить на него ответ.
Шесть команд РФПЛ должны будут провести четвертьфинальные матчи Кубка России за несколько дней (примерно за четыре дня, ведь не все даты утверждены) до возобновления чемпионата страны, то есть до 18-го тура. Значит, уже у восьми, считая наших «европейцев», клубов подготовительный период, как говорится, короче короткого. Иначе говоря, каждый день на счету. И в этом отношении понятнее столь раннее начало подготовки к сезону «Кубани», нежели неспешное у ряда других команд. Конечно, сроки важны, но еще важнее, естественно, качество работы. Так что вряд ли стоит зацикливаться на датах, хотя на какие-то размышления они наводят.
Но еще больше соображений возникает в связи с тем, что на пороге наш так называемый Юрьев день, то есть период окончательного комплектования составов команд, который, если не ошибаюсь, продлится с 28 января по 28 февраля, а ясности с продлением и заключением контрактов у ряда ведущих футболистов ведущих же клубов нет. Конечно, прямого отношения к работе в подготовительном периоде эти обстоятельства не имеют. Однако и спокойствия ни тренерам, ни футболистам не добавляют. А оно, спокойствие и уверенность в будущем, более чем необходимы тогда, когда интенсивная, напряженная работа требует полнейшей отдачи физических и моральных сил.
Не случайно во всех практически интервью тренеров на тему подготовки к продолжению сезона вопросы пополнения и потерь постоянно пересекаются с учебно-тренировочными. Чтобы выделить последние и сосредоточиться на них автору этих строк, знакомясь с тренерскими соображениями, постоянно приходится отделять, что называется, зерна от плевел. И без каких-либо оговорок должен признать, что большинство тренеров сообщают полезнейшую, без прикрас и утаиваний, информацию о методике своей работы в это время.
Именно благодаря их откровенности узнал интереснейшие моменты, позволившие расширить собственный кругозор. Узнал из интервью главных тренеров «Локомотива» и «Рубина». Оказалось, что команды, стремясь к одной и той же цели – добиться совершенной функциональной готовности игроков к началу марта, движутся к ней абсолютно разными путями. И если зенитовский вратарь, подметил существенное различие в принципах работы предыдущего и нынешнего тренеров команды, о чем выше было сказано, то тренеры железнодорожников и казанцев используют не просто разные методы, а, я бы сказал, полярно отличающиеся друг от друга. Причем, каждый объяснил свой подход логично, понятно и, повторю, откровенно. Какие уж тут «брошюры-методички», «советы», «указания» и «контроль»?! Перед внимательным читателем двух интервью предстала, извините за высокопарный слог, творческая палитра тренерской мысли во всей своей ширине и глубине!
По любопытному совпадению «Локомотив» и «Рубин» откроют весенний этап четвертьфинальным матчем между собой на Кубок России. А кроме того, обе команды стремятся многого добиться и в чемпионате страны, тем более что их нынешние, стартовые, так сказать, позиции неплохи. Нейтральным, но и заинтересованным очевидным различием творческих тренерских манер, наблюдателям будет, безусловно, крайне интересно проследить за тем, в каком состоянии подойдут соперники к матчу, который, надеюсь не ошибиться, состоится 2 марта. Ибо в футболе, да и вообще в жизни, всё познается в сравнении.
Кстати сказать, многие тренеры постоянно говорят о том, что двух месяцев подготовки должно командам хватить «на всё про всё». Но никак не могу понять, почему речь идет о двух месяцах? Ведь приступили все к работе 10 –15 января, как уже упоминалось, «Зенит» и «Динамо» стартуют в Лиге Европы 19 февраля, а еще шесть команд высшего дивизиона в Кубке России – 2 марта. То есть, у кого-то лишь чуть больше месяца на подготовку, у кого-то – чуть больше полутора месяцев, у кого-то еще немного больше, но в любом случае на неделю меньше двух месяцев. Округлять в данном случае, по-моему, неправильно. Потому что, повторяю, сейчас каждый день на счету.