Если читатели увидят в заголовке намек на известную картину и представят себе на месте незадачливого школьника судью Владимира Казьменко, то уверяю вас, они ошибутся. Ни в коей мере не собираюсь обсуждать его решения и, тем более, выступать в роли инспектора или члена экспертно-судейской комиссии. Вообще считаю, что обозреватель должен говорить о явлениях, а не о частностях. Но сам по себе факт появления очередного «неуда» в судейском дневнике заставил задуматься о системе оценок, существующей в нашем футболе.
Сохранившаяся в массовом сознании со школьных времен практика выставления оценок прочно прижилась в футбольной жизни. Оценки выставляются игрокам не только тренерами, но и журналистами, что, с моей точки зрения, полнейший нонсенс, и даже болельщиками. Причем самое нелепое в этом, что они тиражируются в массе изданий, зачастую не совпадая даже приблизительно. Оценки выставляются судье в поле, судьям на линии и даже четвертому арбитру. Обнародуется даже то, как оценивается деятельность инспектора матча.
И чаще всего в роли строгих преподавателей выступают самые заинтересованные лица – тренеры и президенты клубов. Безусловно, они вправе выставлять оценки своим футболистам. Однако и в этом случае обнародование «успеваемости» игроков выглядит странным. Во-первых, потому, что это внутреннее дело команд, а во-вторых, потому, что объективно оценить действия того или иного футболиста можно, лишь зная, какое задание он получил от тренера.
Представим себе на минуту, что тренер дал неверное задание, игрок изо всех сил старался его выполнить и в итоге сыграл неважно. Тут-то на него и обрушивается шквал критики. Тренер же может оценить его действия как правильные, ибо они соответствовали его установке.
Понимая, что тема эта неисчерпаемая, и переходя собственно к разговору о прошедших матчах, замечу только, что лишь тренеры почему-то никем и никак не оцениваются. Хотя сами готовы оценивать всё, вся и всех. Даже бегая вдоль бровки, не брезгуют указывать судье, кто, по их мнению, должен вводить мяч в игру из-за боковой линии поля. И когда Валерий Карпин и Анатолий Байдачный мужественно признали, что это по их вине команды показали далекую от лучших образцов игру, они и тут сразу же перевели стрелки на футболистов.
Если же продолжить тему футбольной «успеваемости», то надо прямо сказать, что команда «Динамо» – вся целиком – заслужила «неуд» за игру против «Томи». А, скажем, «Сибири», «Зениту» и «Локомотиву» мы обязаны выставить «двойки» по поведению. Восемь «желтых» карточек и две «красных» в матче сибиряков с «Анжи», двенадцать «желтых», из которых две превратились в «красную», в матче «Зенита» с «Локомотивом» – это, что называется, ни в какие ворота не лезет. Только подумайте: половина футболистов совершила столь серьезные нарушения, что судья вынужден был не просто назначить штрафной удар!
А, например, в первом тайме матча «Рубина» с нальчикским «Спартаком» было совершено 25 нарушений, каравшихся штрафными ударами. То есть минуты не проходило без остановки игры. О каком же качестве футбола во всех названных встречах можно говорить! «Локомотив» в отсутствие Александра Алиева вообще полноценных атак не проводил, а «Зенит» демонстрирует какую-то фрагментарную игру, хотя в последние два года выглядел единой командой.
Надеюсь, вы поняли, что все это сказано лишь для того, чтобы подчеркнуть: тренерам тоже надо ставить оценки. Не по пятибалльной системе, конечно. Когда-то, между прочим, оценивалась и их, так называемая, воспитательная работа. И за обилие нарушений игроками на поле спрашивали, прежде всего, с тренера. За массовое, так сказать, нарушение. А как еще назвать такое обилие предупреждений и удалений, если не массовым нарушением?!
Однако самое обидное заключается в том, что грубыми действиями подменяется содержательная игра. Скажу иначе: грубость – следствие не поставленной игры. Футболистам ЦСКА, выступавшим во Владикавказе без целой группы ведущих игроков, не было и малейшей необходимости нарушать правила. Пережив разочарование в борьбе с «Интером», они все равно верили в то, что справиться с соперником, уступающим в классе, им поможет игра, которую принято называть «своей».
По истечении пяти туров мы уже вправе поднимать планку требований к командам. Именно в плане демонстрации футбола хорошего качества. Пять туров – это почти половина дистанции до длительного перерыва. И покамест «своя игра» есть лишь у двух-трех клубов. К ним, безусловно, относится нынешний лидер «Спартак-Нальчик», ЦСКА и… Даже третью команду не могу назвать без оговорок. Не велик, одним словом, наш весенний урожай.
Валерий Винокуров