К итогам четвертьфинальных матчей ЧМ-2014
Время, когда чемпионаты мира и Европы на несколько лет каждый определяли вектор развития футбола в большинстве стран, ушло безвозвратно. Открытия в стратегии и тактике, в контроле над функциональным состоянием игроков и в методах их подготовки и восстановления если и совершаются, то, во-первых, на клубном уровне, а, во-вторых, сразу же становятся всеобщим достоянием. Как благодаря все той же глобальной интеграции, о которой в последнее время многое сказано, так и благодаря средствам массовой информации, телевидению, прежде всего. Вот почему, наблюдая за упорнейшими четвертьфинальными матчами, автор этих строк постоянно задавался вопросом: а что могут почерпнуть из них профессионалы, что занесут себе в блокноты для использования в повседневной работе?
В любом виде спорта задействованы разные профессии. Скажем, во время чемпионата мира по лыжам какие-то выводы делают для себя тренеры спринтеров, а какие-то – тренеры марафонцев, для кого-то важнее техника классического стиля, а для кого-то – свободного, конькового хода. Понятно, что чем-то одним озабочены сервисмены, а чем-то другим – физиотерапевты и диетологи. Примерно такая же ситуация в футболе, хотя, возможно, в нем нет такого разнообразия специалистов узкого профиля. Говоря о «блокноте профессионала», я не имел в виду людей, остающихся в нашем виде спорта за кадром или появляющихся на поле в критических ситуациях, чтобы позаботиться о здоровье футболистов. Безусловно, врачи, массажисты, физиотерапевты и диетологи какие-то выводы для себя из полученной в ходе чемпионата мира информации сделают. Нам об этом говорить не стоит по той простой причине, что подобными специальными знаниями вряд ли кто из обозревателей обладает. Так что «профессионалами с блокнотами» вижу только тренеров и футболистов, а вот что видят, замечают и берут себе на заметку они, можно только догадываться. Чем, собственно, ваш покорный слуга и занимался, повторяю, во время просмотров матчей 1/4 финала.
Создалось устойчивое впечатление, что общего в действиях и подходе к решению главной задачи у восьми участников четвертьфинальных матчей было значительно больше, нежели частного, своеобразного. Все старались максимально возможно избежать риска, отчего оборонялись почти всеми наличными силами. Но в то же время при переходе в наступление старались идти вперед также максимально возможным числом игроков. Принцип «все вперед, все назад» не нов, конечно, потому, видимо, и реализовывался большинством команд на редкость грамотно и плодотворно. В этом отношении нашим клубам, особенно тем, что в ближайшее время стартуют в еврокубках, есть какие примеры использовать, особенно из практики сборных Германии и Франции.
Конечно, тренеры и медики наших команд наверняка впечатлены той функциональной готовностью, способностью в нелегких погодных условиях действовать с максимальной отдачей на протяжении всего игрового времени, что демонстрировали футболисты абсолютно всех без исключения команд восьмерки, как, впрочем, и до того всех команд-участниц плей-офф. Но сделали ли подобные же выводы наши игроки, не только члены сборной страны, конечно, а всех клубов высшего, как минимум, дивизиона? Занесли ли они эти выводы в свои профессиональные блокноты? Пусть не в буквальном смысле, а фигурально выражаясь. Не обязательно ведь переносить эти выводы и ощущения на бумагу, главное – не выбросить их из головы.
Некоторые наши молодые игроки сборной уже высказывались в том смысле, что надо чаще проводить календарные матчи, чаще, чем раз в неделю. Полпредам в Европе это и так приходится делать, к тому же в нашем внутреннем календаре периодически встречаются недели повышенной напряженности. Однако не следует молодежи думать, что только таким «календарным» способом можно достичь лучшей готовности. Да, через игры порой удается улучшить свою форму, но важнее добавлять самоподготовку к тому, что и так умело, я уверен, планируют и проводят в жизнь тренерские штабы. Особенно сейчас, во время подготовительного периода, которым, тем не менее, работа над функциональной готовностью ограничиваться не должна. Когда-то считалось, что самые опытные наши тренеры умело ведут ее и в ходе соревновательного периода. Крайне редко прежде наблюдалось такое отставание в атлетической готовности наших футболистов, какое обнаружилось на этот раз. И очень хорошо, даже чрезвычайно важно, что сами молодые члены сборной страны это почувствовали.
Отставание же в атлетической готовности проявилось – прежде всего, или в том числе, – в огромном проценте проигранных единоборств с соперниками. Чуть ли в двух третях этих единоборств, суммарно по трем матчам, успеха добивались именно соперники. Конечно, тут проявляются и технические огрехи наших футболистов, в частности, недостаточное умение чисто, без нарушений вести отбор мяча. Но, так или иначе, вывод очевиден: строчка «Необходимо серьезно работать над тем, чтобы не уступать в единоборствах» должна найти место в блокноте абсолютно каждого из наших профессионалов, как тренеров, так и игроков.
Продолжу, однако, делиться впечатлениями о четвертьфинальных матчах и навеянными ими размышлениями. Сходство подхода к методам решения задачи у всех участников привело, прежде всего, к тому, что резко снизилась, по сравнению с групповыми турнирами, результативность. Но, возможно, дело не только в нежелании рисковать, а еще и в примерно равной общей готовности победителей первого этапа. При этом почти у всех команд численность так называемых «групп атаки» была значительной. Может быть, только у сборных Коста-Рики и Бельгии эти группы оставались такими же, какими были в предыдущих встречах. Остальные же команды, и прежде всего аргентинцы, голландцы, немцы и французы, использовали большее число форвардов, нежели до того. Не парадокс ли, что это никак не отразилось в положительном смысле на результативности? Смешной ведь показатель – пять голов в четырех матчах.
Когда-то бытовало такое выражение: чтобы использовать острые ситуации у ворот соперника, нападающие должны врываться в штрафную площадь на «свежих ногах». Вы понимаете, в чем смысл: необходимо быть готовым нанести мгновенный удар. Увы, внимательнейшим образом наблюдая за форвардами, приходил к выводу, что в решающий момент они не в состоянии пробить без подготовки, первым касанием, а два-три касания используют, готовя мяч под удар. Относится это наблюдение почти ко всем нападающим лучших национальных команд мира. Не потому ли, что почти все эти нападающие покрывают большое пространство, прежде чем оказываются в штрафной площади? То есть – оказываются там не на «свежих ногах». Из пяти голов на этой стадии турнира лишь один забил нападающий с игры (второй гол форварда был забит колумбийцем Родригесом с пенальти). Это сделал аргентинец Игуаин, и вспомните, как он это сделал – первым касанием, ударом по летящему мячу. Значит, «в блокнот профессионала» надо обязательно занести этот факт как важный и показательный пример.
Только что упомянутый аргентинский гол оказался к тому же вообще единственным забитым с игры. Остальные провели со стандартных положений центральные защитники! Пенальти опять оставлю мысленно в скобках, хотя обычно пенальти являются следствием продуктивной атаки, как было в эпизоде у ворот бразильцев, эпизоде, созданном колумбийцами; впрочем, нередко пенальти рождаются по воле случая, но это просто к слову. Так вот стандартные положения: прежде всего, навесные передачи со штрафных или угловых ударов. Ничего нового, не правда? Как и удар непосредственно по цели со штрафного. Да, еще раз повторю: ничего в этом нового, откровенного. Однако – и это очень важно как напоминание – работать над совершенствованием действий при стандартных положениях необходимо постоянно, буквально на каждом или после каждого тренировочного занятия. Вот ведь как они, эти положения или ситуации, выручили немцев и бразильцев. А голландцы к тому же сообщили, что после каждой тренировки всем составом пробивали по множеству раз пенальти. Тоже, скажете, не новость? Но мне, например, любопытно, не в ходе ли этих послетренировочных занятий тренеры заметили, что один из вратарей сборной лучше отражает удары с одиннадцатиметровой отметки, нежели его коллеги, и потому в ходе матча с командой Коста-Рики приберегли право на третью замену, чтобы выпустить на поле именно вратаря Тима Крула?! Тоже пример, который можно взять на заметку.
А еще, конечно, очень важно умение разглядеть потенциал футболиста, который, может быть, в какой-то период времени не слишком ярко проявляет себя. В этом отношении чемпионат мира дал множество примеров, за что клубные тренеры обязаны поблагодарить тренеров сборной. И они это делают, о чем мы периодически узнаем из сообщений зарубежной печати. Даже тренеры ведущих европейских клубов высказывались по этому вопросу. Что же касается наших внутренних дел, то завершу эти заметки, приведя в пример двоих футболистов «Кубани». Увы, один из них сообщил, что попал в сборную своей страны не благодаря выступлениям в российской команде, а, так сказать, вопреки им, ибо в клубе ему практически не доверяли. Не знаю уж, так это или нет, но в любом случае за ганцем Рабиу и костариканцем Уреньей (о нем, кстати, упоминалось в обозрении «Вести с полей», когда он забил гол на чемпионате мира) будем теперь более внимательно следить в ходе нашего сезона. Не только ведь важны заметки «В блокнот профессионала», но и – не менее – «В блокнот обозревателя». А уж многое из этих блокнотов наверняка в предстоящем сезоне перейдет и на страницы нашего сайта.