Лого Российская премьер-лига

26.05.2014

20140526

В.Винокуров: СТРАННОСТИ ЭТОЙ ПРОФЕССИИ

Версия для печати

К итогам СОГАЗ-Чемпионата России по футболу 2013-2014 гг.

Владельцы клубов, акционеры, президенты, директора и все их присные наверняка считают себя главной движущей силой в футболе, ибо вкладывают огромные средства в развитие клубов, в жизнедеятельность команд и детско-юношеских школ, содержание или строительство стадионов. Так ведь и действительно: как бы мог большой футбол развиваться без их участия?!

А мастера футбола, звезды истинные и мнимые, получающие огромные зарплаты и раз в неделю, выходя на поле, собирающие зрителей на трибунах и у телеэкранов, наверняка себя считают главной движущей силой в развитии игры. Так ведь и действительно: как бы футбол вообще существовал без них?!

И вот между этими двумя «сильными футбольного мира сего» находятся люди некой не слишком-то распространенной профессии – тренерской, которые тоже отнюдь не бессребреники, ибо лучшие из них зарабатывают не меньше, чем звезды, истинные и мнимые, и от которых в огромной степени зависит зрелище, предлагаемое футболистами зрителям. Именно они по многим прямым и косвенным признакам вообще являются главной движущей силой футбола.

У автора этих строк нет сомнений, что тренерская профессия – главная в футболе. И прямым доказательством этого является ее творческое и педагогическое содержание. При этом автор допускает, что с ним отнюдь не все готовы согласиться, и потому собирается привести косвенные доказательства, абсолютно всем хорошо известные. Уже не раз приходилось отмечать, что в ходе прошедшего чемпионата России в тринадцати командах из шестнадцати сменились главные тренеры. Добавлю, что сохранили свои должности тренеры лишь трех команд, занявших в чемпионате первое, третье и седьмое места, причем седьмая команда страны выиграла еще и Кубок России.

В одном из обозрений специально подчеркивалось, что в двух-трех случаях тренеры покидали команды по собственным личным соображениям, во всех же остальных – их увольняли из-за того, что результаты и игра их подопечных признавались неудовлетворительными. А поскольку в нескольких клубах в течение сезона успели поработать даже три тренера, нетрудно подсчитать, что увольнений в ходе чемпионата было больше, чем команд.

Так вот к вопросу о косвенных доказательствах того, что тренер – главная фигура в футболе. Приходилось ли вам слышать признания руководителей в том, что именно они виноваты в слабых, неудачных выступлениях команд? Ну, к примеру, признания в том, что они неправильно потратили деньги: слишком много заплатили за ненужных команде игроков, вообще неправильно укомплектовали команды и т.п. в этом же роде? А приходилось ли вам слышать признания футболистов плохо играющих команд в том, что слишком велики у них зарплаты, не соответствующие уровню их мастерства и качеству игры, что они плохо работают и потому плохо играют и т.п. в этом же роде? Не сомневаюсь, что на все эти вопросы ответы будут отрицательные. Потому что всегда и везде, во все времена и во всех странах в неудачах команд винят только тренеров, которых и увольняют. Вот и последний вопрос: если виноваты только тренеры, не значит ли это, что они и есть главные люди в футболе, и значит, успехи команд тоже зависят в первую очередь от них? Как назвать такие доказательства от противного: прямыми или косвенными?

Основная странность тренерской профессии в том и заключается, что при успешном выступлении команды отмечаются вклады и руководства, и футболистов, ну, и, конечно, тренеров. При неудачах же упоминают только тренеров. Вот и сейчас по окончании чемпионата, вспоминая о финишном напряжении, ответственные люди даже лексически, но, пожалуй,  неумышленно подчеркивает эту странность. Оттого и слышишь фразы типа: «Вот если бы Виллаш-Боаш выиграл у «Локомотива» и у «Динамо»…» или «Вот если бы Кучук выиграл у «Зенита» и ЦСКА…». И тем самым как бы подчеркивается – видимо, автоматически, без злого умысла, – что именно тренеры, а не команды упустили чемпионское звание. Но при этом вряд ли услышишь: «Молодец Слуцкий, что одержал десять побед подряд». Вряд ли, потому что наверняка скажут: «Молодцы армейцы – подряд десять побед».

Практика завершившегося чемпионата страны недвусмысленно свидетельствует: в большинстве случаев замены тренеров вовсе не способствовали преображению команд или их очевидному прогрессу. Хотя были и положительные примеры, которые приятно отметить. Это несомненный прогресс «Урала» после прихода Александра Тарханова, возвращение прежней, годичной давности крепкой игры «Терека» после прихода Рашида Рахимова и, пожалуй, периодические взлеты «Краснодара» под руководством Олега Кононова. В тех случаях, когда тренерские увольнения и соответственно новые назначения от неудач команды не спасли, можно, полагаю, обойтись без перечисления, чтобы не сыпать соль на раны. А есть, правда, ситуации, когда делать глубокомысленные выводы о работе того или иного нового тренера преждевременно: слишком невелик срок его пребывания в команде. Шесть – восемь туров мне представляются небольшим сроком, тем более в концовке турнира. Вообще же теория вопроса гласит: о тренерской работе надо судить, во-первых, по итогам подготовительного периода, а во-вторых, по тому, как поставлена игра команды, по ее прочности и тактической вариативности. Вот и судите, какой срок необходим, чтобы все это увидеть и понять.

Лет двадцать назад вместе с известным тележурналистом Леонидом Элиным мы сняли полнометражный телевизионный фильм «Диалоги о футболе», о тогдашнем настоящем и будущем, ныне наступившем, отечественного футбола. Леня беседовал, в частности, с советником Президента страны, мэром Москвы, директором «Лужников», знаменитым певцом Зурабом Соткилавой, игравшим в молодости правым защитником в тбилисском «Динамо». А моими собеседниками были, как успевшие поиграть за рубежом, так и собиравшиеся уезжать туда, Вагиз Хидиятуллин, Игорь Добровольский, Валерий Карпин, Станислав Черчесов. Перечислил я, конечно, не всех, с кем мы встречались и разговаривали перед камерой, но, думаю, вы получили представление о сути фильма.

Одной из важнейших его тем была такая: какую пользу и когда принесут нашему футболу выступавшие в то время за рубежом наши лучшие игроки? Ведь тогда сборная России едва ли не целиком состояла из мастеров, игравших в чемпионатах Англии, Германии, Испании, Италии, Португалии, Голландии. И все до единого мои собеседники уверяли: польза будет огромная, вернувшиеся по окончании игровых карьер станут тренерами, перенесут в наш футбол все накопленные за время выступлений в сильнейших чемпионатах европейских стран знания, используют свой опыт в работе с юными россиянами, а затем – и с командами мастеров. В течение двух десятилетий, прошедших с той поры, как мы сняли этот фильм, я не раз вспоминал о таких оптимистических прогнозах. Что-то, конечно, сбылось, но, увы, не в столь массовом масштабе, как в мечтах представлялось. А причины того, что сбылось не всё, виделись мне в необычности, даже некоторых странностях тренерской профессии, овладеть которой способны отнюдь не все талантливые футболисты, а только те, у кого обнаружится истинный тренерский талант. Известно ведь, что тренерский талант может иметь человек, сам и не бывший мастером высокого класса.

Догадались ли вы, почему разговор этот автор завел именно сейчас, сразу по окончании нашего клубного сезона? Да, отнюдь не у всех выступавших в сильнейших зарубежных чемпионатах россиян обнаружилось тренерское дарование, некоторые из них при всем старании ничего на этом поприще не добились и сомнительно, что когда-нибудь добьются. Но именно в эти дни, когда наша Премьер-Лига обновилась на четверть (!), а это первый у нас и вообще в мировой практике редчайший случай, оптимистическая тональность того, давнего телефильма вновь зазвучала для меня в мажоре.

Но прежде еще несколько слов о странности тренерской профессии. Сразу по окончании турнира ФНЛ был уволен Юрий Максимов, тренер досрочного и безоговорочного победителя – саранской «Мордовии». Объяснение этого неожиданного увольнения, данное руководителями клуба, звучало примерно так: у Максимова были сомнения относительно будущего команды. Но ведь такие сомнения обязаны посетить тренера команды, попавшей в высший дивизион. Вот если бы у него не было таких сомнений, тогда-то и надо было бы прощаться: отсутствие сомнений означало бы легкомыслие, непонимание того, что необходимо иметь команде, оказавшейся в классе сильнейших клубов страны.

Впрочем, увольнение тренера – победителя у нас уже случалось. Однажды был освобожден от работы тренер команды, ставшей чемпионом страны. Но тогда, по крайней мере, акционеры и президент клуба объяснение дали четкое: их не устраивало качество игры команды, добившейся права бороться за Кубок европейских чемпионов. Да, результат достигнут, но у чемпиона должна быть и чемпионская игра. С таким подходом нельзя не согласиться. Но имеет ли это отношение к «Мордовии»?

На этом заканчиваю отступление и возвращаюсь к главной теме. А она поддержана или даже заново рождена теми тремя новичками, которые вместе с «Мордовией» пополнили РФПЛ. Дело в том, что возглавляют «Арсенал», «Торпедо» и «Уфу» фактические герои телефильма – замечательные игроки, вернувшиеся домой после выступлений в Португалии, Германии, Италии и ставшие перспективными тренерами. Дмитрий Аленичев, Александр Бородюк и Игорь Колыванов теперь составят вместе с давно апробированными мастерами тренерского цеха Станиславом Черчесовым и Рашидом Рахимовым славную пятерку наших футболистов, успешно выступавших за рубежом и столь же успешно работающих тренерами на родных полях. А пять тренеров, то есть пять команд – это ведь почти треть высшего дивизиона. Разве не об этом думали тогда, два десятилетия назад, авторы фильма? Впрочем, у главной футбольной профессии – тренерской – столько странностей, что…. Вот и волнуйся теперь, как бы кто-то из этой пятерки свой пост не покинул. Но и надеяться можно: не во всех клубах новые тренеры назначены – вдруг кто-то из прежних мастеров такого же уровня  присоединится к пятерке…. 


Медиа:


Последние новости: