Лого Российская премьер-лига

20.01.2014

20140120

Годы и люди. Славные Фамилии: СОКОЛОВЫ

Версия для печати

Все-таки Константин Иванович Бесков был не совсем прав, когда сказал, что сейчас уже никто ничего не знает из истории нашего футбола. Едва появились на сайте «СОЛОВЬЕВЫ», как сразу последовали два читательских сообщения. Первое касалось рекорда Сергея Соловьева, забившего за три минуты три гола в ворота «Торпедо», во втором оценивались игровые качества Вяч. Евг. Соловьева. И вот мне предстоит рассказать о представителях самого, пожалуй, многочисленного в истории отечественного футбола «семейства» однофамильцев. Надеюсь, что «СОКОЛОВЫ» тоже не обойдутся без читательских комментариев и уточнений, ведь их биографии охватывают очень длительный период. Кроме того, в несколько строк невозможно вместить все факты богатых спортивных путей выдающихся мастеров (как, к слову, и произошло с неупомянутым в основном тексте рекордом скорострельности). Словом, очень рассчитываю на поддержку читателей.

 

Х                                Х                              Х

 

На Олимпийских играх 1912 года в сборной России играл защитником Петр Петрович СОКОЛОВ (1891 – 1971). Его футбольный стаж к тому моменту насчитывал всего лишь шесть лет, но именно в 1912-м он стал чемпионом России и чемпионом Петербурга, в сборной этого города он выступал вплоть до 1915-го, а чемпионом страны, естественно, стал в составе сборной города. Играл же он сначала в «Удельной», а затем в «Унитасе» (1911 – 1917). Участвовал в первых международных матчах наших футболистов с чешским, английским, немецким клубами и со сборной Швеции. Отличался атлетическим сложением, умелой игрой в воздухе, уверенностью в силовых единоборствах, сильнейшими дальними ударами.

После Октябрьской революции он присоединился к белогвардейской организации, связанной с английской разведкой. Жил в Финляндии и Швеции. О его политической деятельности известно гораздо больше, нежели о футбольных годах (что вполне понятно, ведь охватывает она долгие годы, к тому же многие архивы рассекречены, футбольных же архивов как не было, так и нет), но, право же, не хочется в это углубляться. Добавлю только, что неоднократно ОГПУ предлагало ему сотрудничество, отчего он постоянно уклонялся. Похоронен он в чужой земле, под фамилией жены-шведки и с чужим именем. Так что под родными именем и фамилией он остался в истории только в протоколах турнира Олимпиады (и, возможно, в некоторых засекреченных сообщениях противоборствующих сторон). Да, неисповедимы жизненные пути, футбольные, пожалуй, даже в меньшей степени…. После знакомства с такой биографией память подбрасывает, словно для очищения души, пушкинские строки: «Два чувства равно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к отеческим гробам, Любовь к родимым пепелищам. На них основаны от века, По воле Бога самого, Самостоянье человека, Залог величия его».

 

А участником Гражданской и Великой Отечественной войн был кавалер ордена Красной Звезды Николай Евграфович СОКОЛОВ (1897 – 1988). Все историки футбола сходятся в том, что он был основоположником отечественной вратарской школы. Подчеркну специально: не «одним из…», как часто говорят, а именно одним-единственным. Множество вратарских приемов ввел он в действия стражей ворот и, в частности, первым стал вводить мяч в игру рукой. Начинал играть Николай Евграфович в Москве, потом переехал в Ленинград. Так что шесть сезонов он выступал за сборную Москвы, шесть с половиной сезонов – за сборную Ленинграда. Чемпионом Москвы становился четыре раза, чемпионом Ленинграда – пять раз. Дважды был чемпионом РСФСР, в составе этой сборной участвовал в триумфальных поездках по Скандинавии, Германии, Финляндии и Эстонии. Играл в самом первом матче сборной СССР. В 1931-м получил тяжелую травму, которая на несколько лет прервала его футбольную карьеру, но играл он затем до 1935 года, став заслуженным мастером спорта в 1934-м. В общей сложности в составе ленинградского «Динамо» провел семь сезонов. Был он также отличным лыжником и бегуном на средние дистанции. По окончании карьеры игрока до 1986 года работал лесоинженером в Сестрорецком лесном хозяйстве, жил на станции Разлив. Руководил мелиорацией и посадкой сотен тысяч дубов, серебристых елей, клёнов.

Когда в 1960-м начал выходить еженедельник «Футбол», в нем были вскоре опубликованы мемуары Николая Евграфовича, которыми тогда все зачитывались. Они потом стали основой его книги «Первый вратарь сборной», вышедшей в 1968 году.

 

Нападающий, тренер, спортивный врач – это Алексей Андреевич СОКОЛОВ (1904 – 1989). Но и тремя словами не исчерпывается круг его профессиональных интересов. Например, в течение нескольких лет (1955 – 1957) Алексей Андреевич был первым главным редактором только что созданного тогда журнала «Спортивные игры». Он участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах, является кавалером ордена Красной Звезды. На протяжении ряда лет был председателем Всесоюзного тренерского совета, членом президиума Федерации футбола СССР, а ответственным секретарем Федерации спортивной медицины СССР являлся на протяжении 27(!) лет.

Начал же он играть в футбол в Серпухове. И впоследствии выступал, в частности, за клубные команды ОППВ-ЦДКА (полтора сезона), за «Металлург» (четыре сезона), за московское «Динамо» (четыре сезона), но все это до того, как начался клубный чемпионат страны. Чемпион Москвы по футболу (1932), он играл в хоккей с мячом, баскетбол (был неоднократным чемпионом Москвы), волейбол (двукратный чемпион СССР), регби. Был одним из тренеров футбольной сборной страны (1932 – 1935), первым председателем Всесоюзной футбольной секции (предшественницы Федерации футбола) в 1935 – 1936 годах. Ему принадлежит идея организации розыгрыша Кубка СССР. Именно Алексей Андреевич приобрел  ту легендарную хрустальную вазу, которая на протяжении десятилетий и была почетным спортивным трофеем. Он стал первым профессиональным тренером, когда тренировал московское «Динамо» (1934 – 1935). А затем дважды возглавлял тбилисское «Динамо» (1937 – 1939 и 1949 – 1950), это под его руководством команда играла в финале Кубка СССР 1937 года.

С Алексеем Андреевичем я познакомился при обстоятельствах, которые, мне кажется, характеризуют его человеческие качества. В конце 78-го позвонил мне Борис Яковлевич Цирик, ответственный секретарь Всесоюзного тренерского совета, и сказал: «Звоню тебе по поручению Андрея Петровича Старостина, он приглашает тебя стать членом Совета, говорит, что ты…». Нет, приводить слова Андрея Петровича не буду не только из скромности, но и потому, что они являлись явным преувеличением моих несомненных (шутка!) достоинств. Несколько дней, остававшихся до первого для меня заседания, «летал во сне и наяву», а явился в Управление футбола задолго до назначенного времени. Бродил в одиночестве по коридорам, покамест не стали постепенно собираться члены Совета. Почти со всеми как с авторами еженедельника я был хорошо знаком и, здороваясь, опасался увидеть в их глазах удивление. В общем, держался в сторонке, подпирая стену. И вдруг обращается ко мне по имени-отчеству крупный мужчина и красивым баритоном сообщает: «По настоянию Андрея Петровича прочитал все ваши аргентинские репортажи и итоговую статью. Признаюсь, весьма впечатлен. Так что перестаньте жаться к стенке, не тушуйтесь и смело присоединяйтесь к нашему конклаву. Мы, старики, люди добрые». Да, это был Алексей Андреевич, заместитель Андрея Петровича, и удивительно, так мне казалось, похожий на него и голосом, и стилистикой речи.

Когда Алексея Андреевича не стало, а за два года до того скончался и Андрей Петрович, отчего перестал существовать и Тренерский совет (а кто-то ведь утверждает, что незаменимых людей нет!), я часто думал о том, что вместе со многими нашими стариками уходят из употребления такие слова: «истинный российский интеллигент». Вы можете сейчас хоть кого-нибудь так охарактеризовать? И не только, естественно, в футбольной среде….

 

У троих героев этого опуса в биографии повторена одна и та же строка: «Чемпион СССР 1938 и 1939 годов». Это Виктор Иванович СОКОЛОВ (1911 – 1999), Алексей Геннадьевич СОКОЛОВ (1911 – 1979) и Василий Николаевич СОКОЛОВ (1912 – 1981). Подумать только: в тридцатые годы в «Спартаке» играли четыре брата Старостины, два брата Гуляевы и три однофамильца Соколовы. Конечно, в разные сезоны, но разве нельзя пофантазировать: вдруг-то выходят все они на поле в одном составе, а наспинных номеров тогда еще не было. Зато болельщики были квалифицированными, даже эрудированными и никогда бы не перепутали никого из братьев или однофамильцев. Но в сторону фантазии, жизнь все равно богаче разных придумок.

Виктор Иванович и Василий Николаевич играли крайними защитниками и считались тогда лучшей парой в стране. И заслуженными мастерами спорта они стали одновременно (1946). Виктор Иванович был правым защитником, в 1933 – 1935 годах играл в московском «Динамо», но в чемпионате СССР – только в «Спартаке», хотя заканчивал карьеру игрока в челябинском «Дзержинце» (1947). Вместе с одноклубниками-спартаковцами дважды выигрывал Кубок страны. Входил в сборную Москвы. В течение пяти лет был тренером «Спартака» (1955 – 1959), вообще же тренерским делом занимался до 1972 года, работая с разными провинциальными командами низших лиг.

Василий Николаевич пришел в «Спартак» в 1938-м из ЦДКА, где провел лишь сезон с небольшим. Он выступал в спартаковском составе вплоть до 1952 года (на протяжении десяти лет был капитаном), после чего сразу же стал тренером команды: сначала работал в паре с Абрамом Христофоровичем Дангуловым (два сезона), а затем и самостоятельно. За время выступлений в «Спартаке» Василий Николаевич пять(!) раз становился обладателем Кубка СССР, а к двум чемпионским званиям в качестве игрока добавил еще две победы в чемпионате страны (1952 и 1953) в качестве тренера. Впоследствии тренировал разные команды: минский «Спартак», тбилисское «Динамо», донецкий «Шахтер», кишиневскую «Молдову», бакинский «Нефтяник». Работал и за рубежом, а в 1954-м был главным тренером сборной СССР (об этом и о нашем с ним знакомстве рассказано в цикле «Командиры, часть 2-я»).

Инсайдом и центральным нападающим играл Алексей Геннадьевич. Он пришел в «Спартак» из «Локомотива», где провел три сезона, в 1938-м и выступал затем в спартаковском составе по 1947 год включительно. Сразу по окончании карьеры игрока ему было присвоено звание заслуженного мастера спорта. Он тоже был пятикратным обладателем Кубка СССР, причем в составе «Локомотива» выиграл приз в 1936-м, в самом первом розыгрыше. Ну, а со спартаковцами побеждал в этом турнире еще четырежды. Тренером он работал только с командами низших лиг.

Для полноты спартаковской картины добавлю: наш знаменитый статистик и историк Константин Сергеевич Есенин установил, что в чемпионате страны 1951 года в составе «Спартака» один матч провел полузащитник Борис СОКОЛОВ, однако никаких сведений об этом футболисте автор книги (в серии «Библиотечка футбольного болельщика») не сообщил.

 

Седьмого июня 1953 года пятьдесят тысяч зрителей наблюдали за результативнейшим матчем, в котором динамовцы выиграли у торпедовцев со счетом 8:3. С этого матча начался очередной динамовский взлет, но к нашему разговору имеет отношение курьезный случай, произошедший за пятнадцать минут до конца, когда на бровке появился худенький блондин, собиравшийся заменить кого-то из динамовцев. Трибуны радостно зашумели: «Соколёнок, Соколёнок!». И дружно замолчали, когда диктор объявил, что вместо Владимира Шаброва на поле выходит Владимир Рыжкин. Последнего, дебютировавшего в этом матче, вскоре тоже полюбили болельщики, впоследствии он стал олимпийским чемпионом, капитаном команды. А Александр Александрович СОКОЛОВ (1930 – 1981), которого с таким нетерпением ожидали увидеть зрители, по-настоящему вернулся в строй после тяжелейшей травмы лишь в 1955 году, хотя успел провести два матча в чемпионате страны 54-го. Он дебютировал в «Динамо» в 49-м, его сразу назвали самым талантливым в стране среди молодых футболистов, тогда же и закрепилось за ним прозвище «Соколёнок». На месте левого полузащитника он провел в команде тринадцать(!) сезонов, за это время динамовцы пять раз становились чемпионами СССР. Но он так много матчей пропускал по болезни, а из-за тяжелой травмы, полученной в 52-м в игре с ЦДСА, не выступал в течение почти трех лет, что существенный вклад в победу своей команды в чемпионате страны внес только в 57-м и 59-м годах. Так что кто-то считает его лишь двукратным чемпионом СССР, а истинные почитатели его таланта уверяют, что надо признавать его пятикратным чемпионом. В общем, не удивляйтесь, если в разных источниках обнаружите несовпадения. Недостаток атлетизма Соколёнок компенсировал тонким игровым мышлением, отлично поставленным ударом, великолепной техникой и умелой игрой в пас. По окончании карьеры игрока он был главным тренером махачкалинского «Динамо» (три сезона), а еще год возглавлял сборную Кубы. Затем работал в МИДе СССР и в комендатуре Кремля. А вот о его дяде и первом тренере Михаиле Петровиче СОКОЛОВЕ, игравшем в «Динамо» в середине 20-х годов, никаких сведений мне найти не удалось.

 

Лучший бомбардир «Локомотива» в чемпионатах СССР Виктор Захарович СОКОЛОВ (1932 – 2012) тоже имел прозвище, которое дал ему Борис Андреевич Аркадьев, назвав Орлом. Партнерам по команде это так понравилось, что даже в мемуарах Виктор Ворошилов и Валентин Бубукин своего центрфорварда только так и называют. Когда в 57-м «Локомотив» выиграл Кубок СССР (под руководством Аркадьева), а в 59-м стал серебряным призером чемпионата страны (под руководством Евгения Ивановича Елисеева), до последнего матча претендуя даже на первое место, многие специалисты и болельщики маститых московских клубов удивлялись, настолько непривычными казались стабильные успехи железнодорожников. Но взглянув, к примеру, на пятерку нападения команды в решающем матче с динамовцами в 59-м – Игорь Зайцев, Виктор Ворошилов, Виктор Соколов, Валентин Бубукин, Валентин Емышев, можно отбросить все сомнения: такому нападению любая команда того времени могла позавидовать. Если учесть к тому же, что течение сезона любого из этой пятерки успешно заменял, например, Заур Калоев.

А Виктор Захарович за девять сезонов забил 81 гол в 146 матчах, показатель, которым мог бы гордиться любой форвард из тех команд, которые только что были названы маститыми. Есть у него еще одно любопытное достижение. Из-за того, что «Локомотив» по статусу уступал остальной четверке столичных команд, международные матчи ему доверяли проводить с клубами не сильнейших в футболе стран. Но это уж пусть останется на совести функционеров, зато Виктор Захарович остался в истории нашего футбола как самый успешный бомбардир во встречах с иностранцами: он забил в них более 90 голов, чуть-чуть не хватило до сотни. Между прочим, среди тех команд, ворота которых он поражал, были и по сей день известные шведские, немецкие, турецкие, румынские, болгарские клубы.

В 2008 году в Киеве на похоронах Владимира Щеголькова я повидался со многими ветеранами динамовской команды. В частности, с Игорем Зайцевым, который в 57-м и в 59-м выигрывал Кубок и «серебро» с «Локомотивом», а 60-м и 61-м выступал уже за киевское «Динамо». И по окончании карьеры остался жить в столице Украины. Игорь Иванович расспрашивал меня о своих бывших московских одноклубниках и, в частности, спросил, знаком ли я с Соколовым. Услышав о том, что с Виктором Захаровичем я встречался на телевидении во время съемок программы «Век футбола», Зайцев попросил передать ему привет. Вернувшись в Москву, я поспешил выполнить эту просьбу, имея при этом свой интерес. Кто-то рассказывал, что Виктор Захарович пишет стихи. И позвонив ему и передав привет от Зайцева, я попросил «Орла» (надо же использовать прекрасное прозвище!) почитать или показать мне его творения. Тут-то и состоялся у нас любопытный диалог, начавшийся с того, что Виктор Захарович категорически отказал мне в этой просьбе. «Вы ведь работали в журнале «Смена»?» – «Да, было дело» – «И публиковали стихи многих хороших поэтов» – «Конечно, я ведь возглавлял отдел литературы и искусства» – «Помню, напечатали подборку Беллы Ахмадулиной после ее пятилетнего вынужденного молчания» – «Кажется, это были «Петербургские тетради» – «Теперь вы понимаете, почему я не хочу знакомить вас со своими виршами?» – «Нет, не понимаю» – «Не хочу остаться в ваших глазах  графоманом» – «Да, что вы, Виктор Захарович, в моих глазах вы всегда будете только прекрасным бомбардиром!».

Когда узнал о его кончине, мелькнула мысль: может, обратиться с просьбой о стихах к его близким, вдруг что-то можно будет опубликовать. Но быстро отбросил эту идею, ведь это означало бы нарушить волю покойного….     

 

Х                            Х                        Х

 

Вот и закончено еще одно мое «сказанье», но летопись завершится, уверен, не скоро. И как же приятно погружаться в историю любимого футбола! Такое ощущение, что вновь общаюсь с теми людьми, с кем был знаком, и знакомлюсь с теми, кого не имел чести знать.

 

Валерий ВИНОКУРОВ           

 


Медиа:


Последние новости: