Вынужденный сейчас наблюдать за матчами своей команды с трибуны, Курбан Бердыев сказал после игры в Казани, что сверху действия футболистов в отдельности и – главное – команды в целом выглядят не только иначе, нежели со скамейки запасных, но дают возможность более точно многое оценить. Это, конечно, не открытие, на что тренер и не претендовал, просто поделился последними впечатлениями. Мне же сразу вспомнилось, как любили смотреть футбол сверху, с самой верхотуры лужниковского, например, стадиона, где много лет располагалась Ложа прессы, Константин Бесков, Виктор Маслов, Александр Севидов. Нынешних средств коммуникации тогда, естественно, не было, и рядом с Бесковым всегда находился кто-либо из молодых помощников, исполнявший роль курьера: он периодически спускался вниз и передавал указания главного второму тренеру. А Маслов и Севидов дожидались перерыва между таймами, спускались к командам и иногда наверх уже не возвращались. Не знаю, конечно, как часто всем им удавалось посмотреть за действиями своих подопечных с высоты птичьего полета, но для меня незабываемыми остались те редкие случаи, когда посчастливилось посидеть рядом с ними и воспринять услышанное в качестве, ну, скажем, университетской лекции.
Извините за необязательное вступление, однако именно к обозрению сразу двух туров оно, мне кажется, подходит. И вот почему. Абсолютное большинство матчей приходится сейчас смотреть по телевидению, и для обозревателя весьма полезны те телекамеры, которые дают общий план и, значит, расположены достаточно высоко. Тогда мы получаем более целостное впечатление от игры, нежели тренеры, которые находятся в плоскости поля. Я не раз замечал, что наши точки зрения поначалу расходятся значительно. Однако затем, когда тренеры посмотрят видеозапись, то есть увидят то же, что видели мы, взгляды на произошедшее и наши с ними оценки сразу сближаются. Обозревая же два тура сразу, приходишь к мысли о том, насколько важно после каждого конкретного матча не спешить с оценками, ведь от игры к игре все порой кардинально меняется. И тут тренерские выводы гораздо важнее наших, сторонних наблюдателей, потому что им, тренерам, перспектива виднее, чем нам.
Вот, скажем, во втором тайме главного матча этой так называемой европейской, а для нас – двухтуровой, недели, матча «Зенита» со «Спартаком», ожидалось, что спартаковцы сразу после перерыва «подсядут», как это было в предыдущем туре, в их встрече с «Краснодаром». Однако они выглядели свежими и подвижными едва ли не до самых последних минут, и только после игры некоторые из них признались, что сил на последние четверть часа не хватило. И хоть «нам сверху видно всё», а вот подметить такое можно, лишь находясь совсем рядом с полем. По многим параметрам, определяющим качество игры, «Зенит» и «Спартак» в борьбе друг с другом превзошли едва ли не все остальные наши команды. Да, по многим параметрам, кроме одного: точности передач, ибо уж слишком много, недопустимо много ошибок делали футболисты при пасах даже на короткое расстояние. Понятно, что это явилось следствием плотной борьбы, чуть ли не постоянного прессинга со стороны обоих соперников, но ведь так и играют сейчас лучшие команды Европы. Значит, надо быть к этому готовыми. А сравнение с сильнейшими европейцами – не случайное, матч в Санкт-Петербурге по многим, повторяю, параметрам выдерживал сравнение с лучшими образцами.
Не знаю уж кто как, но ваш покорный слуга наибольшее огорчение испытал на минувшей неделе, наблюдая за выступлениями ЦСКА. Теперь все только и заняты подсчетами часов и минут продолжающегося армейского «безголья». Но если вы не сочтете за труд и обратитесь к предыдущим нашим обозрениям, то сразу обнаружите, какие сомнения вызывали недавние вымученные чемпионом победы с минимальным преимуществом над командами, которые явно уступали ему в классе. Увы, любые, даже совсем мелкие критические замечания в адрес наших ведущих клубов заинтересованные лица обычно встречают с возмущением или, в лучшем случае, с недоверием. И только тогда, когда наступает кризис, рождается волна откровений. Так мы узнаем от игроков ЦСКА, что они плохо провели подготовительный период, напрасно ездили в Китай, находятся сейчас в «функциональной яме» и т.д. и т.п. А ведь совсем недавно они же нас уверяли, что именно к старту Лиги чемпионов выйдут на пик формы. Тогда они лидировали в первенстве страны, замечания воспринимали болезненно, и разве мы могли не верить их обещаниям достичь пика формы как раз в нужное время?!
Конечно, у каждой команды своя «история болезни». Однако трудно понять, почему именно в разгар европейской кампании обнаруживаются «симптомы заболеваний». Уж и вспоминать не хочется о спартаковском фиаско, но вопрос висит в воздухе: почему со швейцарцами нельзя было играть так, как играет команда сейчас? И почему вдруг так резко сдали «Кубань» и «Рубин»? Адресовать такой же вопрос команде «Анжи» не имеет смысла, поскольку тут все абсолютно ясно.
Приятно было назвать в первом же абзаце имена наших выдающихся тренеров прошлого. Но два матча последнего тура дали повод вспомнить еще и Михаила Якушина. Это матчи, в которых команды, оставшиеся после удалений в меньшинстве, не сдались, а напротив – выстояли, набрали очки. Так вот Якушин утверждал: удаления можно даже использовать себе во благо, если разумно распорядиться ситуацией, то есть умело перестроиться, мобилизоваться, полагая, что соперник самоуспокоится и не сразу определит, как ему теперь поступать. И все произошло именно так, точно по «завету Якушина»: «Краснодар» выстоял против численного большинства, доставшегося «Рубину», а «Амкар» в меньшинстве не только сравнял счет с «Анжи», но и забил второй гол, правда, сразу и пропустил. Интересно, что скажет своим игрокам Станислав Черчесов, тоже вынужденно смотревший матч сверху, откуда видно всё?
Перед двумя отчетными турами возглавлял гонку триумвират (ЦСКА, «Зенит», «Спартак»), который теперь не только распался, но и преобразился существенно. Впрочем, относительно недавно он превратился в квартет, когда в лидирующую группу влился «Локомотив». Не набрав курьерскую скорость, но вплоть до минувшего тура не тормозя на полустанках; не показывая по-настоящему зрелищной, содержательной игры, но умело используя невезение соперников; словом, не имея каких-то заметных достоинств, «Локомотив» неожиданно стал явным претендентом на медали любой пробы. Все же, поправлю себя, одно и весьма заметное достоинство у команды есть: это игровая дисциплина, иными словами – неизменное следование тренерским указаниям, от которых футболисты не отступают ни на йоту. Казалось, железнодорожники вплотную приблизятся к лидеру, но тут-то и пришлось затормозить на полустанке – в матче с «Томью», причем не москвичи, а томичи вправе считать, что не досчитались очков. Обе команды от игровой дисциплины ни на шаг не отступили, а вот о дисциплинированности в прямом значении слова забыли напрочь: 14 «желтых» карточек в сумме, четыре из которых преобразовались в две «красные», – не антирекорд ли это?!
А за квартетом лидеров устремился в погоню квартет преследователей. И кто назовет погоню бесперспективной, если учесть, что у всей второй четверки есть такие игровые достоинства, какие могли бы пригодиться и командам из четверки первой. Вообще же в последнее время стали заметны стилевые особенности разных команд, причем не только из верхней, но и из нижней восьмерки. Несколько лет назад мы сокрушались, что большинство тренеров строят игру словно под копирку. Хорошо, что все это в прошлом. И сейчас даже не надо сверху наблюдать, чтобы в этом стилевом разнообразии убедиться. Впрочем, тема эта слишком серьезна, в нескольких строках ее не раскроешь, а когда вернемся к ней, чтобы рассмотреть подробнее, наверняка и примеров добавится, настолько интересными видятся сейчас окончание первого круга и начало второго. К тому же и европейская кампания только-только разворачивается, отчего не только интереса, но и беспокойства нам добавится.