Михаил Гершкович – финалист Кубка кубков, чемпион СССР, двукратный обладатель Кубка страны, нападающий московских команд «Локомотив», «Торпедо», «Динамо» и сборной СССР
– Мы с вами не раз обсуждали уже тренерские дела, и в частности – тренерские отставки. Но вот замечаю странное явление: увольняют уже тренеров, чьи команды выступали хорошо. Например, к «Тереку» или «Амкару» вряд ли можно было предъявить серьезные претензии по игре и по результатам, однако Станислава Черчесова и Рустема Хузина от работы в этих клубах освободили.
– Согласен, что явление это странное. Впрочем, в футболе все бывало, даже тренера, приведшего команду к первому месту, освобождали, когда акционерам не нравилась, скажем, игра нового чемпиона. А уж из команд, занимавших вторые места, тренеров часто увольняли как не выполнивших задачу занять первое место. Но, откровенно говоря, во всех ситуациях, связанных с увольнениями тренеров, трудно со стороны судить о причинах. Сами же они обычно на эти темы не распространяются. Общественности приходится довольствоваться слухами, а это дело неблагодарное. Поэтому, когда уходят тренеры из команд, выступавших плохо, это представляется вроде бы естественным следствием, хотя далеко не всегда такой уход правилен: ведь тренер, приобретя негативный опыт, мог бы исправить собственные ошибки, если бы остался в команде. Словом, так, мне кажется, все выглядит в теории. Что же касается увольнений Черчесова и Хузина, то ничего конкретного сказать вам не могу, кроме того, что оба они вправе поставить себе «плюс» за минувший сезон. Хорошо хоть, что Черчесов пришел на место Хузина, а не какой-нибудь малоизвестный специалист из-за рубежа. Я уверен, что и Хузин недолго будет без работы. Вообще же тренерское место – горячее, словно на угольях тренеры сидят даже тогда, когда все у них вроде бы складывается нормально.
– У слов «горячее место» есть, между прочим, и другое значение, так сказать, в переносном смысле. Например, когда в «Манчестер Сити» пригласили Роберто Манчини, в команде нормально работал Марк Хьюз. Переговоры с итальянцем провели за его спиной, то есть пригласили нового тренера еще до увольнения прежнего. Это называется: пригласили на «горячее место». И с того момента тренеры английских клубов к Манчини относились настороженно.
– Конечно, так поступать некрасиво, в смысле, приглашать тренера на место, которое еще занято. Но ведь и тут далеко не всегда общественность может располагать достоверной информацией о том, когда начались и начинались ли переговоры с тем тренером, которого назначили вскоре после увольнения предыдущего. Да, в зарубежной печати все эти слухи постоянно муссируются, но, тем не менее, все равно остаются слухами. Какие-то сбываются, о каких-то, не сбывшихся, очень быстро все забывают. Вот, например, в «Терек» на место Черчесова пришел Красножан, но мы ведь с вами не знаем, когда ему было направлено приглашение. Кстати, Красножана освободили из «Кубани» после осенней части чемпионата, когда команда, проведя девятнадцать туров, находилась на четвертом месте, то есть была на ходу.
– С «Кубанью», с точки зрения тренерских отставок и назначений, вообще творится нечто странное. Сначала команду покинул Дан Петреску, как вскоре выяснилось – ради «Динамо». Заменившего его Юрия Красножана уволили тогда, когда, как вы отметили, команда была на высоком месте. При Леониде Кучуке, сменившем Красножана, она практически играла так же, заняв в итоге достойное пятое место. И тут уже Кучук сам неожиданно уходит – оказывается, ради «Локомотива».
– Вот видите: мы с вами можем только констатировать, что слишком часто решения руководителей клубов и самих тренеров, покидающих успешно выступавшие команды, для абсолютного большинства наблюдателей выглядят непонятными. Но ведь вполне естественно, что всегда существуют какие-то причины, и люди вовсе не обязаны публично исповедоваться. Вспомните, того же Красножана без каких-либо внятных объяснений после очень небольшого срока работы уволили и из «Анжи». Будем надеяться, что в «Тереке» он задержится надолго. Любому тренеру нужно время, чтобы реализоваться в команде. Совершенно очевидно, что, например, «Локомотив» при Биличе выступал ниже своих возможностей. Но так же считали руководители и раньше, когда команду возглавлял португальский специалист. Лично мне кажется, что Билич смог бы проявить себя в следующем сезоне, ибо, как говорится, набил себе шишки, а за одного битого…. Но тут уж ничего не поделаешь: видимо, терпение у руководителей лопнуло. Мне же все время казалось, что Билич логично мыслил, оценивая игру своей команды, видел и признавал собственные ошибки, а это делает честь любому тренеру.
– Поскольку мы с вами близко знакомы уже чуть ли не полвека, рискну сделать откровенное признание. На протяжении всей весенней части чемпионата я в своих обозрениях весьма сдержанно, а порой и откровенно критически отзывался о работе Гууса Хиддинка и Лучано Спаллетти, с чем не соглашались многие коллеги и, что уж греха таить, некоторые руководители. Каково ваше мнение об их работе?
– То, что оба они обладают огромным опытом, особенно Хиддинк, и тренерским мастерством, сомнений ни у кого не вызывает. Наверняка ведь и у вас тоже. Но и то, что на весенней стадии турнира работу обоих специалистов нельзя оценить «плюсом», по-моему, тоже очевидно. Я даже не буду ссылаться на количество очков, набранных их командами за этот период и на выступления в Лиге Европы, безусловно, не слишком-то яркие. Однако даже визуально «Анжи», в частности, выглядела и физически, и организационно не на том уровне, какой был у нее осенью. Разве можно даже сравнить работу Хиддинка весной с той, например, какую он демонстрировал в «Челси», когда некоторое время совмещал там свою деятельность с работой и в нашей сборной. Из-за чего, к слову, сборная тогда пострадала. Что же касается Спаллетти, то он, мне кажется, допустил явные просчеты в оценке внутреннего психологического состояния своей команды. Думается, ему не хватило тонкого чувства при построении отношений между звездными новичками и старожилами, из-за чего неуютно было и тем, и другим. Причем, пришлись-то все эти неурядицы на самый ответственный период выступлений в Лиге Европы. Да и в нашем чемпионате «Зенит» играл весьма невыразительно. Между прочим, Спаллетти каждой неудаче всегда находил оправдание, но ведь все-таки критерий истины – результат. А для «Зенита» к тому же – европейский результат, в первую очередь. Но минувший сезон вновь для команды оказался провальным на международной арене.
– Поскольку вот-вот уже начнется новый чемпионат страны, а календарь «осень – весна», надеюсь, у нас окончательно закрепится, каково ваше мнение об особенностях короткого подготовительного периода, в отличие от длительного зимнего?
– Мне кажется, что у иностранных тренеров, всю жизнь, можно сказать, работающих при системе «осень – весна», больше опыта короткой подготовки, что и было заметно летом прошлого года. Зато наши тренеры, думается, лучше умеют готовить команды зимой, во время длительного периода подготовки. О чем мы только что фактически говорили, оценивая весенние выступления «Зенита» и «Анжи». Различия между коротким и длительным периодами подготовки заключаются и в методике, и в планировании работы. Ведь это связано не только с переходом на систему «осень – весна». В четные годы всегда бывали перерывы примерно в месяц на время проведения чемпионатов мира и Европы. И команды, по сути, проводили короткую переподготовку, так сказать. Значит, и наши тренеры приобретали необходимый опыт. Словом, действительно будет очень интересно посмотреть, как начнется новый сезон. Наверняка мы получим хороший материал для продолжения этого разговора. Я имею в виду то, что сможем значительно серьезнее провести сравнительный анализ качества работы команд во время столь короткого подготовительного периода, которая, пожалуй, вскоре станет для всех наших тренеров привычным делом.
Интервью провел Валерий ВИНОКУРОВ