Лого Российская премьер-лига

03.06.2013

20130603

В.Винокуров: ХРУСТАЛЬ В ЗОЛОТОЙ ОПРАВЕ

Версия для печати

К итогам финального матча Кубка России

 

Почти полвека назад, когда наши клубы начали выступать в европейских клубных турнирах – сперва в Кубке кубков, потом в Кубке чемпионов и спустя несколько лет в Кубке УЕФА, стала понемногу формироваться идея перехода на календарь «осень – весна». Как-нибудь при случае расскажу в рубрике «Годы и люди» о том, как постепенно становилось среди тренеров и обозревателей все больше «прогрессистов», хотя их всегда было меньше, нежели консерваторов и традиционалистов, как, собственно говоря, всегда бывает в разных областях человеческой деятельности. Однако сейчас, в связи с тем, что финал Кубка поставил точку в историческом для нашего футбола сезоне, а обоим участникам финального матча предстоят примерно через три месяца матчи в групповых турнирах Лиги чемпионов и Лиги Европы, куда ЦСКА и «Анжи», насколько нам известно, попали без квалификационных игр, отмечу еще одну важную черту новой для нас системы календаря. 

 

Многажды за последнее время говорилось о том, что система «осень – весна», прежде всего, необходима в интересах ведущих клубов и сборной страны. Так вот несколько десятилетий назад речь зашла о ней именно в связи с нашим участием в континентальных клубных турнирах. В конце календарного года становились известны наши европейские полпреды, а старт в кубковых соревнованиях они принимали спустя лишь десять(!) месяцев минимум. Представляете, что такой срок означает в жизни любой команды! Слишком часто получалось у нас так, что к моменту выхода на европейскую арену прошлогодние призеры, а то и чемпион, занимали места в середине таблицы нового первенства страны – конкуренция ведь в чемпионате СССР была ожесточенная. Кубок же страны периодически разыгрывался в течение двух лет (некое подобие европейского календаря), в борьбу за Кубок кубков вступал новый, недавний победитель. Может быть, отчасти и поэтому наши клубы четырежды доходили до финала именно в Кубке кубков и трижды выигрывали его. Нет, конечно, правил без исключений, как верно и то, что исключения лишь подтверждают правила. Это к тому, что возможные возражения в связи с относительно недавними успехами двух наших клубов в Кубке УЕФА не перечеркивают главного: вот уже через два – два с половиной примерно месяца четыре наши команды начнут борьбу в квалификационных раундах, а значит, должны провести отпуск без полнейшего расслабления и тогда не утратят то, что позволило им занять места в еврозоне.

 

АкинфеевОднако «не утратить» – это только полдела. Совершенно очевидно, что игру им всем надо улучшить. Мне кажется, даже финал Кубка, прошедший в напряженной и увлекательной борьбе, оставил много вопросов именно по качеству игры или, может быть, точнее – по подходу к игре. Ведь наши новые чемпионы, которые могут теперь положить золотые медали в хрустальных кубок, получив в начале финального матча подарок в виде ошибки голкипера соперников, постепенно и неуклонно начали сбавлять атакующие обороты, а во втором тайме вообще откровенно перешли на оборонительную игру с одной целью – как-нибудь выстоять. И никогда бы им это не удалось, если бы не сыграл блестяще, вдохновенно Игорь Акинфеев! Когда сами армейцы говорят, что их вратарь – лучший игрок финала, то они тем самым ставят самим себе не слишком-то высокие оценки.

 

гусА ведь состав ЦСКА был скроен так, что приоритетом казался атакующий вариант. Ибо так называемая группа атаки выглядела впечатляюще – и численностью превосходила как гипотетическую собственную «группу обороны», так и – а это особенно важно – группу атаки соперника. Команда же «Анжи» вышла на поле с одним лишь ярко выраженным форвардом, своим камерунским капитаном. К слову, Самуэль Это’О не использовал такие выгодные моменты для взятия ворот, что просто непростительны подобные промахи мастеру высокой квалификации. Но это так, именно к слову пришлось, а к подходу к игре имеет отношение совсем иное соображение. Итак, опытнейший тренер «Анжи» выставил лишь одного форварда, считая, очевидно, что сильные полузащитники вполне компенсируют отсутствие второго нападающего, и, значит, атака слабее не станет. Это ведь известное утверждение едва ли не всех тренеров: «Да разве в числе форвардов дело?». И так же известно, что об этом утверждении все они забывают тогда, когда их команде надо отыгрываться. Вот и в «Анжи» сразу после перерыва появился вместо защитника второй нападающий, а затем и вместо еще одного защитника – еще один атакующий хавбек.

 

Опять-таки предвижу возможное возражение со стороны сторонников более осторожного, скажем так (они-то говорят – надежного), построения игры, которое обычно и связано с использованием лишь одного ярко выраженного нападающего. Суть их гипотетического возражения: махачкалинцы сравняли счет благодаря на редкость удачному удару из-за пределов штрафной, а значит – кадровое усиление линии атаки тут не причем, такой гол мог быть забит и при  одном форварде на поле. Да, могло быть все, чего только в футболе не бывало. Но ведь забивший гол полузащитник именно потому и оказался свободен, что обороняющиеся были заняты опекой всех игроков существенно увеличившейся группы атаки соперника.

 

Футбол – понятное дело, не шахматы. В такой поливариантной игре, где задействованы двадцать два человека, невозможно ни расписать все по полчкам, ни разложить затем – по полочкам же – все, что произошло, с необходимыми объяснениями и оценками. Поэтому и говорю лишь о подходе к игре в целом, который может быть смелым, рассчитанным на созидание или осторожным, имеющим главной целью самосохранение, или безопасность, или надежность. Слова можно подобрать любые, в чем тренеры обычно преуспевают. Однако в финальном матче сначала «Анжи» вышла с надежным, безопасным, или назовите, как хотите, вариантом состава, а затем ЦСКА, имея состав, нацеленный на атаку, стал действовать надежно, безопасно, или назовите, как хотите, с целью сохранить единственный гол. То есть, оба финалиста в разное время и в разной степени продемонстрировали излишне прагматичный подход к игре, который можно откровенно назвать бесперспективным. И ведь этот вывод подтвержден был сюжетом матча. Осторожный, надежный вариант, избранный «Анжи», уже в самом начале, на первых же минутах был опровергнут голом, к тому еще из-за грубой оплошности вратаря. А ближе к концу матча осторожность, надежность, безопасность, поставленная во главу угла во втором тайме армейцами, тоже была опровергнута голом. Вот так выглядит событийная сторона финала с точки зрения «инстинкта самосохранения».

 

Но с другой-то стороны, со стороны того подхода, который и должен стать основой основ, скажем, при выступлении на европейской арене. ЦСКА вышел смело настроенным на атаку и довольно быстро был за это вознагражден. «Анжи» во втором тайме сменила состав и настрой с осторожности на смелость, в какой-то момент оказалась даже на грани риска, но ведь тоже была награждена голом. Конечно, стороннему наблюдателю не дано проникнуть в тренерскую лабораторию и узнать, какие выводы сделают из событий финального матча уважаемые специалисты. Однако всеми своими рассуждениями автор этих строк пытался подчеркнуть (в интересах будущего не только финалистов Кубка, но и всех остальных наших полпредов в Европе), что при любых обстоятельствах, против любых соперников, в любых турнирах созидание всегда превыше разрушения. И перспективнее!                     


Медиа:


Последние новости: