В понедельник вечером в Тарасовке состоялась презентация главного тренера красно-белых Олега Кононова. Кроме него, в пресс-конференции приняли участие вице-президент «Спартака» Наиль Измайлов и генеральный директор клуба Сергей Родионов.
В ходе общения с журналистами были затронуты многочисленные темы. В течение почти полутора часов спикеры ответили на все без исключения вопросы десятков представителей СМИ.
— Вы уже говорили, что давление для вас — это дополнительный стимул. Вы действительно до конца осознаете, с чем вам предстоит столкнуться на первых порах? Как думаете, когда трибуны начнут скандировать ваше имя?
— Давайте посмотрим в турнирную таблицу. Команда находится на девятом месте. Будут ли трибуны скандировать «Олег Кононов»? Для меня это не важно. Ни сейчас, ни, может быть, вообще. Самое важное, чтобы они скандировали «Спартак», и как можно чаще. Что касается давления: я тренирую уже 18 лет, прошел все стадии, начиная с юношеского футбола. Родился в Курске, всю жизнь мечтал стать тренером — и добился этого. Давление мне знакомо с детства. Давление, которое предстоит в «Спартаке», только мотивирует. А как будет складываться моя работа, знает лишь Господь Бог.
— Сомнений при принятии предложения от красно-белых не было?
— Абсолютно. Как у любого человека в спорте, у меня есть волнение, но не страх.
— Когда произошел первый контакт с клубом на тему работы?
— О разговорах, которые были между мной и клубом, мне говорить неправильно. Если руководство посчитает нужным, оно скажет.
— Какими будут ваши первые шаги в «Спартаке»?
— Команда отдыхает до 15 ноября, а потом начнем работать. Этот период очень важен для тренерского штаба, сможем познакомиться с игроками. Осознаём, что предстоит тяжелый график. Но он мне знаком, ведь уже приходилось играть в Лиге Европы и чемпионате России, проблем не должно быть.
Что касается игроков, то в каждого из них я верю. С каждым буду говорить индивидуально. Кто будет соответствовать необходимому уровню, тот и будет играть.
— Видите ли вы в основной команде Дениса Глушакова и Андрея Ещенко?
— Я верю в каждого игрока и с каждым буду беседовать.
— Будете менять тренировочный процесс?
— У меня свой тренировочный процесс. Наверное, не такой, как был до этого в «Спартаке». Самое главное, чтобы он приносил результат. Чтобы каждый из игроков прогрессировал.
— Как в вашем понимании должна проходить нормальная трансферная кампания?
— На данный момент я не хочу говорить на эту тему. Самое главное сейчас — делать свое дело, включиться в работу.
— Будет ли ваш агент Вадим Шаблий играть роль в трансферной политике клуба?
— У меня нет агента. Я с Вадимом знаком, но он не мой агент.
— Планируете ли вы менять капитана команды?
— Сначала я познакомлюсь с каждым игроком. В моей практике футболисты сами выбирают капитана, я не назначал его никогда.
— Рауль Рианчо говорил, что ни за что не отойдет от схемы 4-3-3. А какую схему будете использовать вы?
— Мне в этом плане полегче. Хотя могу сказать, что 4-3-3 — одна из моих любимых схем, в «Краснодаре» мы играли так. Но все зависит от игроков, которые есть, от их уровня. От того, кто из них может играть на той или иной позиции.
Весь тренировочный процесс сейчас будет направлен именно на то, чтобы определить тактическую схему. Большую работу предстоит сделать, чтобы донести свои принципы игры до команды. Они состоят из баланса атаки и обороны. Вы знаете, какой стиль я предпочитаю. Ни в коем случае не буду играть в оборонительный футбол!
— Вы уже общались с Леонидом Федуном?
— Конечно, общался. Впечатления положительные, очень.
— Некоторые болельщики верят, что Глушаков плел интриги против предыдущих тренеров. Не боитесь, что и с вами случится подобное?
— Есть общественное мнение, а есть реальность. Если абстрагироваться от фамилии Глушаков, то всегда должен быть контакт между игроком и тренером. Если что-то с этим контактом не так, то виноват в первую очередь тренер. Всегда так считал и продолжаю считать.
— Ваша игровая философия основана на футболе Константина Бескова?
— Я вырос на футболе «Спартака». Считал Бескова лучшим тренером. Затем, когда пришел Романцев, команда тоже показывала замечательную игру, которая радовала всю страну. Были замечательные игроки, был прекрасный футбол. Для меня Бесков и Романцев — лучшие в Союзе и в России. И хотелось бы играть в похожем стиле. Понятно, что повторить его в точности нельзя, но можно сделать так, чтобы наш футбол приносил удовлетворение и результат.
В ближайшее время встречусь с Романцевым. По телефону мы уже говорили. Мне интересны нюансы его работы. Надеюсь, он мне многое расскажет.
— Рассматриваете вариант, что он будет помогать вам на регулярной основе?
— Буду рад, если Романцев станет приезжать в Тарасовку в любое время. На других ветеранов тоже рассчитываю. Со многими у меня прекрасные отношения.
— Вы уже были в музее «Спартака»?
— Еще нет, но на днях планирую его посетить.
— Вас часто называют слишком мягким тренером и даже нежным. Что скажете этим людям?
— Я впервые услышал о себе такое только в России — от вас, журналистов. Ни один футболист никогда мне подобного не говорил. Можете позвонить любому и спросить. То, что я веду себя спокойно, вовсе не значит, что я «нежный». Тренер может быть уравновешенным или эмоциональным, но, работая с игроками, всегда должен быть требовательным. А уважение должно быть взаимным.
Сергей Родионов: «Селихов — последний, кто пришел в клуб по инициативе селекционного отдела»
— Прежде всего хочу поздравить Олега Георгиевича от имени руководства клуба с назначением, пожелать успехов и реализации тех идей, с которыми он пришел в команду.
— Почему «Спартак» выбрал Кононова?
— Как сказал сам тренер, он в этой профессии уже давно. Работал в клубах Белоруссии, Молдавии, Украины, России. Руководству нравится зрелищный стиль, атакующий футбол, который он ставит командам. Важны и результаты. На основе этого и делался выбор.
— Почему же именно Кононов?
— Было несколько других кандидатов, как иностранных, так и российских. Но кто они, говорить сейчас нет смысла.
— А что для вас нормальная трансферная кампания клуба?
— В клубе есть регламент, по которому мы работали довольно долгое время. Там все прописано и все понятно. Сейчас тренер с этим регламентом знакомится.
— Но при предыдущем главном тренере ходило много разговоров о том, что в плане трансферов в «Спартаке» неразбериха. Непонятно было, кто принимает решения.
— Вы правы. Что я могу сказать по этому поводу? Последний игрок, который был куплен по инициативе селекционной службы клуба, — это Александр Селихов.
— Кто был инициатором приглашения в «Спартак» Рауля Рианчо?
— Разрешите, прочитаю вам отрывок из летнего интервью Массимо Карреры, — взял слово директор департамента по связям с общественностью «Спартака» Леонид Трахтенберг. — Вопрос: «Как вы познакомились с Рианчо? Почему пригласили именно его?» Ответ: «Мы познакомились в прошлом году в Марбелье. Там пообщались. Мне понравился его настрой. Большой плюс Рауля в том, что он говорит на русском. Поэтому я сделал выбор в его пользу».
— Говорят, что в «Спартаке» может появиться новый спортивный директор.
— В 2016 году я стал исполняющим обязанности спортивного директора, затем эта должность была упразднена, — продолжил Родионов. — Скорее всего, вопрос о ее возвращении будет обсуждаться на ближайшем заседании совета директоров клуба.
— Чем рискуете вы, если не пойдет у Кононова?
— Я в «Спартаке» с 10 лет. Если вы хотите спросить, хочу ли я уйти, то такие вопросы мне уже задавали. В частности, когда уходил Дмитрий Аленичев. Тогда я сказал, что мою работу оценивает совет директоров. Повторю и сейчас. Пытался ли я уйти? Да, пытался. Но подробности рассказывать сейчас не буду.
— Почему после чемпионства в «Спартаке» стало больше проблем?
— Сам чемпионский сезон прошел практически без сложностей. Но пройти медные трубы оказалось не под силу многим. В том числе в менеджменте, в команде, в тренерском штабе. И в этом, как мне кажется, суть проблемы.
— Супергероем после золота в глазах общественности стал только один человек. Почему сложился такой феномен восприятия?
— Дело в сроке: «Спартак» не был чемпионом 16 лет. Ранее чемпионские титулы достигались быстрее. А эти 16 лет дали такой эффект. Но один человек не завоевывает титулы в одиночку. Это делают все: игроки, тренеры, менеджеры, те, кто обеспечивают жизнедеятельность команды. Когда все это работает без сбоев, тогда достигается результат. Когда микроклимат в команде нарушается, больших целей не достичь.
— Много шума наделала история с «лайками» Ещенко и Глушакова. С одной стороны, мы понимаем, что Каррера отстранил их не за это. С другой — клуб не принял санкций в адрес футболистов. Выходит, руководство «Спартака» не поддерживало тренера?
— Есть определенная процедура, есть контракты футболистов. На основании служебной записки главного тренера происходит перевод в ту или иную команду. В данном случае речь о дубле. Не буду говорить о подробностях служебной записки по Ещенко и Глушакову, но в ней не было понятия «лайки». И штрафовать футболистов за то, о чем не говорится в контракте, клуб не может. У футболистов есть агенты, которые легко могли бы такое решение оспорить. Соответственно, есть обратная процедура: когда Рауль Рианчо в служебной записке попросил вернуть футболистов в состав, клуб это сделал.
— Не считаете, что Глушаков сейчас не приносит клубу должную пользу? И кем принималось решение о продлении контракта с ним на три года?
— На сегодня Глушаков остается футболистом «Спартака». И если говорить о статистике, которую мы наблюдаем, то почему-то при его присутствии на поле большинство матчей команда не проигрывает, а в его отсутствие результаты часто обратные.
Решение о продлении контракта принималось на фоне чемпионства. Вклад Дениса в золото был весьма высок. Денис может играть гораздо лучше, это правда. Сейчас в силу различных обстоятельств человек находится в сложной ситуации. Но если вы хотите услышать мое мнение, то Глушаков еще не сказал последнего слова в футболе.
Наиль Измайлов: «Каррере оказывалась полная поддержка»
— С чем связана пауза в назначении тренера после расставания с Каррерой?
— До расставания с Каррерой мы никаких переговоров не вели. А потом было несколько кандидатов. В итоге после встреч с ними остановили свой выбор на Олеге Георгиевиче.
— Какие задачи стоят перед новым тренерским штабом?
— Задачи формируются перед началом сезона и не меняются из-за прихода нового тренера. Цели те же: попадание в Лигу чемпионов, победа в Кубке России, выход в 1/4 финала Лиги Европы.
— А вы чем рискуете, если у Кононова не получится?
— Мы рискуем своими контрактами, как и тренер.
— «Спартак» заплатил за Кононова отступные «Арсеналу»?
— Если тренер уходит из одной команды в другую в ходе чемпионата, то логично, что должна быть выплачена определенная сумма.
— Какой была роль агентов Марко Трабукки и Тимура Гурцкая в «Спартаке»? Писали, что сумма комиссионных, заработанная ими за два года, составила 25 миллионов евро.
— В последнее время столько всего писали, что мы уже перестали удивляться. Говорят о самых разных цифрах. Причем люди, которые это делают, не имеют отношения к источникам информации. Комментировать подобное нет смысла.
— Так сколько заработали Трабукки и Гурцкая на трансферах в «Спартаке»?
— Все расходы и доходы — коммерческая тайна клуба.
— Трибуны остро реагируют на последние события. В том числе на возвращение в состав Глушакова. Как вы намерены решать проблему с болельщиками и Денисом?
— Реакция многих болельщиков основана на недостоверной информации. Ее в последнее время слишком много. Решать конфликт нужно путем диалога и переговоров. Я к общению готов. Все пять с половиной лет работы в клубе с этим у меня не было проблем. Любой желающий может со мной встретиться.
— Что на самом деле произошло между Глушаковым и Каррерой?
— Вряд ли я могу говорить об отношениях двух других людей. Я не могу знать всех деталей. Если один и второй не хотят говорить, то не в моей компетенции это комментировать.
— Почему не удалось развить успех после долгожданного чемпионства?
— Есть много факторов, оказывающих влияние на атмосферу в команде, на ее игру. Вина в этом лежит на всех — на менеджменте, игроках, тренерах. Мы все — одно целое, мы все — «Спартак». Я тоже допустил много ошибок. Я знаю их, исправляю и думаю, что сейчас у меня будет больше возможностей это доказать.
— Некоторые болельщики протестуют против цен на билеты.
— Клуб существует для болельщиков, команда играет для них. И клуб будет двигаться в этом вопросе навстречу болельщикам. Коммерческий департамент уже получил такое распоряжение.
— У Романа Ерёменко контракт до нового года. Будет ли он продлен?
— У вас неверная информация о сроках соглашения. Что касается будущего, то до зимнего перерыва у нас есть возможность принять решение о его сроках и финансовых условиях.
— Что вы можете ответить тем, кто считает, что предыдущего тренера не поддерживали должным образом?
— На самом деле и Сергей Юрьевич Родионов, и я прикладывали все усилия для поддержки главного тренера. Иначе не было бы слов благодарности в его адрес с моей стороны и с его стороны лично мне и всему клубу. Поддержка тренеру шла весь период, по всем путям и каналам: это и общение с игроками, и проведение совместных совещаний, и переговоры.
— Мы со своей стороны делали все возможное, но помощь оказывают тогда, когда в ней нуждаются и когда к вам за ней обращаются, — добавил Родионов.
Обратная связь
Вы можете обратиться в РПЛ с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание). Также вы можете сообщить имеющиеся у вас сведения о "договорных" матчах.