Полузащитник красно-белых Александр Самедов дал интервью пресс-службе клуба.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
- После решения о том что перехожу в «Спартак», часто пытался представить себе, как возвращаюсь в Тарасовку, - начал с откровений Самедов. - Вот открываются ворота и заезжаю на базу… Не знал, какими будут ощущения. Ведь не появлялся в Тарасовке двенадцать лет. Было волнение.
- Какие чувства испытали, когда переступили порог базы?
- Сильные. Приехал в Тарасовку на следующий день после подписания контракта. Увидел то же здание, что и раньше. Зашел внутрь - цвет стен и диванов другой. Изменился и цвет сукна на бильярдном столе: раньше было зеленое, теперь - красное. Но все же коридоры и помещения все знакомые… А вот команда обновилась почти полностью. Из тех, кто работал в «Спартаке» в то время, остались всего несколько человек. Знаю доктора Лю и администратора Степаныча [Георгий Чавдарь. - Прим. ред.]. Меня узнала на базе Наталья Сергеевна, которая выдает игрокам форму; был приятно удивлен. Сказала, что сильно изменился: уходил совсем мальчишкой… Мне ведь было всего 19 лет, а вернулся в клуб уже в 32.
- Воспоминания нахлынули?
- Конечно. Увидел в зале табличку «Обладатели Кубка России 2003 года». Улыбнулся: был в составе того «Спартака», есть золотая медаль...
- Какой была та команда?
- В то время в ней шла смена поколений. Вливалась молодежь. Были и старожилы: Егор Титов, Дмитрий Парфенов, Юрий Ковтун и другие… Для меня было честью находиться с такими игроками в одном клубе. Осуществилась детская мечта: попал в основу «Спартака». Причем к самому Олегу Ивановичу Романцеву! Да, и застал ту самую легендарную романцевскую «максималку».
- Серьезный опыт.
- Так и есть. Если честно, Олега Ивановича я побаивался. При виде него пульс всегда подскакивал. Романцев - такая масштабная фигура. Он много нам подсказывал. Кстати, мне очень пригодились в будущем и советы Сергея Юрьевича Родионова и Ильи Цымбаларя, под руководством которых тренировался в дубле красно-белых. А еще помню, как, будучи мальчишкой, подавал выдающимся игрокам мячи на матчах в Лужниках. До сих пор в памяти гол Цымбаларя «Реалу» в поединке Лиги чемпионов - 1998/99, в котором «Спартак» победил - 2:1. Илья был феноменальным футболистом, суперигроком!
- С вами не поспоришь. А свой первый гол за «Спартак» помните?
- Сложно забыть. Сильный для меня момент - первый гол, и сразу в Кубке УЕФА «Мальорке»! Пьянович сделал передачу, и я точно пробил в ближний угол. Памятен и мой единственный хет-трик - «Амкару» в 2004 году. Знаете, эти воспоминания всегда со мной.
ТРАДИЦИЯ
- Как вы попали в «Спартак»?
- Когда мне было одиннадцать лет, меня пригласили в «Спартак». Папа мечтал, чтобы я стал игроком, и настоял на том, чтобы перешел в красно-белый клуб. Отец был очень требовательным.
- Тренировались с отцом дополнительно?
- Нет, но он наставлял меня на путь истинный. Был период, когда меня затягивала улица. Отец проводил со мной беседы: «Ты можешь стать хорошим футболистом. У тебя есть все данные для этого. Старайся!» Папа не пропускал ни одного матча, где бы я ни играл. Но он меня никогда не хвалил. Только когда уже стал опытным игроком, слышал от него похвалу. В детстве не понимаешь, почему тебя ругают. А с возрастом, конечно, осознаешь, что папа хотел для тебя добра.
- Наверное, наибольшей его радость была, когда вы попали в сборную России?
- Отец гордился. И для меня лично сыграть на чемпионатах мира и Европы - большой успех. Первенство планеты в Бразилии было незабываемым. Потрясающий опыт. Другой вопрос, что, конечно, не все на этом турнире получилось. У меня был момент в игре с Алжиром; реализуй его - и мы бы победили 2:1, вышли бы из группы. Но я не забил. И впал после чемпионата мира в депрессию. Папа мне тогда очень помог, успокаивал и поддерживал.
- Вы всегда после матчей созванивались?
- Общались каждый день. Это была традиция. В те моменты я, наверное, это так не ценил. А сейчас разговоров с отцом безумно не хватает.
ДИЕТА
- Тренер «Спартака» Роман Пилипчук сказал о вас: «Самедов - профессионал. Он внимателен ко всем деталям. Всегда следит за собой и воспринимает каждый совет». Эти качества привил вам отец?
- Наверное, жизнь заставила перестроиться. По молодости не всегда был дисциплинированным. Мог не придавать значения каким-то вещам. Например, раньше весил на несколько килограммов больше, чем сейчас. А потом вдруг почувствовал, что мышцы уже ведут себя по-другому, появились проблемы. Понял, что футбол не вечен. И если хочешь задержаться в нем как можно дольше, то без правильного питания и режима никуда. И «заморочился» на эту тему.
- Что делали?
- До сих пор читаю в Интернете информацию о разных продуктах. Вбиваю в поисковике названия и изучаю все свойства. Знаете, я мясоед, обожаю стейки. Раньше мог есть блюда из мяса каждый день.
- А сейчас?
- Один, максимум два раза в неделю. Теперь больше налегаю на курицу, рыбу. Гарниры ем на обед, могу позволить себе пасту или рис. А на ужине заменяю их на овощной салат.
- Вероятно, к десертам вы не притрагиваетесь.
- Очень люблю сладкое, но, к сожалению, да, без десертов приходится обойтись. Уже три года, как не использую сахар в кофе.
- Кофе без сахара? У вас, наверное, большая сила воли.
- Да-да. Поначалу рука так и тянулась за ложкой, чтобы добавить сахар. Постепенно отучил себя. Знаете, все, конечно, сугубо индивидуально. Вот у меня есть друзья-футболисты, которые совершенно не поправляются. Человек может съесть картошку, мясо, а затем «отполировать» все тортом. Наутро проснется - и ничего, все нормально. А кто-то, например, только взглянет на еду - и уже «прилипло», как говорится. (Улыбается.) Вот мой близкий друг Андрей Воронин мог питаться как пожелает: на его весе это никак не сказывалось. Он фантастически одарен от природы. Кстати, Воронин обрадовался, когда узнал о моем переходе в «Спартак». Поздравил, сказал: «Бери от футбола все».
- В вашем кафе в меню тоже в основном диетические блюда?
- Нет, есть разные. Но все очень вкусные. Приходите! Помнится, мы в парке в Сокольниках, когда были маленькими, прогуливали уроки. Кто бы мог подумать, что спустя годы открою в таком знаковом для спартаковцев месте семейный ресторан. Приглашаю всех.
- Ваш персональный рецепт, как оставаться в отличной форме?
- Для меня главное правильно питаться. А еще, знаете, какой фактор самый важный? Чтобы моя семья была рядом. Чувствую себя всегда хорошо, когда нахожусь с женой и детьми. Мы с Юлией вместе уже давно. Она знает мой характер, понимает и подстраивается под меня. В сыновьях души не чаю. Можете представить, как трудно приходится на сборах. Несколько недель разлуки даются тяжело.
ИСТОРИЯ
- Расскажите о сыновьях.
- Старшему, Богдану, 7 лет, младшему, Илье, 10 месяцев. Богдан учится в гимназии, посещает разные секции: бокса, хип-хопа. Да-да, он хорошо танцует. В футбол играть не стремится. Конечно, говорит иногда: «Стану, как папа, футболистом». Но дальше дело не идет. А Илья еще совсем маленький. Пока то, что мы с женой заметили: он будет настойчивым парнем. По характеру со старшим они абсолютно разные. Младший - танк, ломает все на своем пути. Но по мне самое главное - чтобы дети выросли порядочными людьми. Хочется привить им семейные ценности, чтобы ребята любили и уважали своих родителей.
- Ваш папа был строгим. Требовательные отцы обычно души не чают во внуках.
- Это вы точно подметили. К сожалению, второго внука мой папа не застал. Но к первому отец относился трепетно. Если я проявлял к Богдану строгость, папа хмурился: «Почему ты так с сыном говоришь?!» На что в шутку вспоминал: «А помнишь, как ты со мной?..»
- Вы своих детей хвалите?
- Да. По-другому их воспитываю. Могу сказать честно: мой отец был довольно жестким человеком. Я не такой. Но… Это уже история моих с ним взаимоотношений. И она меня многому научила.
ДОМ
- Вы по характеру закрытый человек?
- Да. И, как многие отмечают, пробиться через стены, которые вокруг выстраиваю, нелегко. У меня есть небольшой круг людей, с которыми постоянно общаюсь. И так чувствую себя комфортно.
- Как относитесь к переменам?
- Ну, из-за того что закрытый, любые перемены - не самый легкий для меня процесс. Чтобы адаптироваться в новом коллективе, всегда требуется время. Здорово, что в «Спартаке» играют отличные ребята. С некоторыми знаком уже давно. Меня тепло приняли. Есть, конечно, шутники. Как без юмора? Многие не обошли тему того, что вернулся в команду спустя долгое время, сменил за карьеру несколько московских клубов… На что отвечаю: «Ну, так сложилось...» Парировать мне нечем.
- Если отмотать назад, сейчас по-другому отреагировали бы на переход Владимира Быстрова в «Спартак»?
- Конечно. Но ни о чем не жалею. На тот момент в силу своего вспыльчивого характера воспринял события так: «Ах, вы покупаете на мою позицию футболиста… А у меня есть предложение от другого клуба. Все, ухожу». Да, у меня непростой характер. Стараюсь быть спокойным, но все равно в некоторых ситуациях «закипаю». Тогда так и случилось. Решил сменить команду. Сейчас бы… Ну, что уже говорить, когда время прошло?..
- Вы сказали, что вернулись в «Спартак» для того, чтобы научиться чему-то новому. Уже что-то открыли для себя?
- Вернулся не так давно. Какие-то тактические нюансы уже почерпнул для себя. Впитываю всё, стараюсь. Эти весенние месяцы чемпионата очень важны. У меня появилась возможность бороться за титул. Хочу помочь «Спартаку» добиться успеха. Держу также в голове, что впереди еще Кубок Конфедераций и чемпионат мира в России. Хотелось бы принять участие в этих турнирах. Так что надо быть готовым и физически, и ментально. Времени на раскачку нет.
- Встреча с «Краснодаром» уже сыграна. В чемпионате, если говорить словами Карреры, осталось 12 финалов.
- Сейчас все мысли об игре с «Анжи». Матч будет эмоциональным. Ведь это первая встреча на «Открытие Арене» после возобновления чемпионата. Болельщики ее очень ждут. Мы не можем подвести. Нужно побеждать.
- Кстати, о болельщиках. Что скажете поклонникам красно-белых? В воскресенье вы впервые после 12-летнего перерыва сыграете домашний матч в спартаковской майке…
- Очень хотелось бы оправдать их ожидания. Не могу сказать «доверие», так как у всех разное отношение. Хочется, чтобы встретили дома хорошо, приняли. Повторю: все, о чем мечтаю, - это завоевать со своей родной командой чемпионство. Мне кажется, сделать это нам уже пора.