Главный тренер «Краснодара» – о Широкове и Мамаеве, Галицком и бразильцах, тактике и любви.
– Последним официальным матчем «Краснодара» в 2014 году стала встреча с «Эвертоном» в Ливерпуле в группе Лиги Европы. Какой по счету эта игра была для вас?
– Тридцать первой. В Европе мы провели хороший сезон. Конечно, хотелось большего, но для первого сезона результат достойный. По игре уступили только «Вольфсбургу». Немецкий клуб оказался сильнее – и по составу, и в конкретных матчах с нами.
– Игроки вашей команды говорят о Лиге чемпионов как о цели на сезон. Получается, что за год амбиции выросли на порядок. Это матчи в Лиге Европы так повлияли?
– Участие в европейском турнире не могло не сказать на психологии команды, да и клуб развивается. У нас появились игроки, которые провели в Лиге чемпионов не один сезон. Это Широков, Ари, Измайлов, Быстров, Дикань.
– Обычно, говоря о целях, спортсмены предпочитают общие слова. А тут такая откровенность.
– Зачем кривить душой, если ты внутренне готов к тому, чтобы двигаться вперед? Не вижу тут проблемы.
«КРАСНОДАР» – ЭТО ТЕРРИТОРИЯ ЛЮБВИ
– У «Краснодара» – свое лицо, свой стиль. Что труднее для тренера такого клуба – придумать новые интересные упражнения или обнаружить футболистов, способных вписаться в коллектив?
– С упражнениями проще. Игроков, которые будут полезны и эффективны, найти труднее.
– Каких трех игроков вы бы приобрели в нашей лиге, будь у вас подобная возможность?
– Широков с нами, так чего желать еще?
– У «Краснодара» этой зимой не будет других новичков?
– Покупок не планируем. Но в жизни всякое случается.
– В Эмиратах вы вынуждены прибегать в двусторонках к помощи помощников – Андрея Тихонова и Олега Фоменко, потому что игроков на два состава не хватает. Та же проблема возникла и в товарищеском матче с «Чонбук Моторс». Что намерены предпринять?
– В Испанию на второй сбор прилетит Ахмедов, который сейчас отдыхает, а в матче с корейцами не принимали участие работавшие здесь Ари и Газинский. Этих трех футболистов хватит для двух полноценных составов.
– До финиша чемпионата осталось всего тринадцать туров. У клуба есть хороший шанс финишировать в тройке. Неужели, нет соблазна усилить команду парой ярких трансферов?
– Нет. Есть желание провести эти матчи коллективом, который у нас сложился в первой половине сезона.
– Кто сегодня системообразующие футболисты «Краснодара»?
– Их несколько. В каждой из линий есть люди, потеря которых будет существенной. Обойма футболистов, которые делают результат, у нас заметно увеличилась.
– Может ли «Краснодар» кого-то потерять? Допустим, понравился ваш игрок большому клубу в Европе или богатому из Азии. Отпустите?
– Теоретически такая ситуация возможна. Думаю, отпустим, если игрок сам захочет уйти. «Краснодар» – это территория любви, если хотите. В клубе создана такая атмосфера, что ребята не рвутся его покидать. Хотя порой ситуации принимают гротесковый характер. Футболисты не уходят, несмотря на наличие приглашений и желание клуба отпустить их на время.
– Атмосферу любви создает президент. Сергей Галицкий любит футболистов. Романа Широкова и Маурисиу Перейру он несколько раз публично хвалил, если не захваливал. Тяжело работать с игроками, которые могут смело назвать себя любимчиками босса?
– Нет, не тяжело. Дело в том, что у нашего президента все игроки любимчики. Поэтому все примерно в одинаковых условиях.
– Бразильцы Ари и Жоаузинью намерены получить российское гражданство. Зачем им паспорт понятно – можно долго играть в России, где хорошо платят. Но зачем «Краснодару» новые россияне? Лимит же меняется.
– У Жоуазинью есть вид на жительство, он сносно говорит и почти все понимает по-русски и планирует у нас задержаться. Даже после окончания карьеры у клуба всегда найдется вакансия для одного из самых ярких футболистов в его истории. В нашей академии, например, работает Байано (этот бразилец, выступавший за сборную Боснии, поиграл в России за «Кубань», «Спартак-Нальчик», «Москву», «Краснодар», «Жемчужину», «Химки». – Прим. «СЭ»). Ари женат на русской девушке. Недавно в их семье родилась дочь. Я ответил на ваш вопрос?
КОНФЛИКТА С МАМАЕВЫМ НЕТ
– Как часто вам звонит президент?
– Мы созваниваемся каждый день, иногда общаемся по несколько раз.
– Сергей Галицкий – любит доказывать свою правоту и порой делает это публично. Вы с ним часто спорите?
– Нет. Мы обсуждаем те или иные решения или события. Я не тот человек, который будет спорить ради спора. Не мой стиль.
– А у вас есть твиттер?
– Есть.
– Инстаграмм?
– Нет, но соцсети – это любопытно.
– Широкову 33 года, а Мамаеву – 25 лет. Разница не столько в годах, сколько в сознании. Насколько это ощущаете в работе?
– Ощущается, но мы работаем с молодыми людьми, которым жизнь предоставила большие возможности. Это нужно понимать и принимать.
– Мамаев на сборах в Эмиратах работает много и хорошо. Вы нашли к нему подход?
– Да, Павел хорошо работает. Он прекрасно знает мое отношение к тренировкам. Ему известны принципы, которыми руководствуюсь, принимая решение о том, кто должен играть в основном составе.
– В декабре – январе много писали о том, что у вас конфликт, и Мамаев может быть продан.
– У нас нет конфликта. Было определенное непонимание того, как нам приносить пользу клубу, в котором мы все – игроки, тренеры – работаем. Надеюсь, это осталось в прошлом.
– Была информация, что Мамаев начнет сборы с молодежным составом. В «Рубине» подобные ссылки – часть педагогики Рината Билялетдинова.
– Готов в этом контексте говорить только о себе и своей работе. Тренер обязан учитывать тот факт, что клуб тратит на футболистов серьезные деньги. Игроки – это актив, если говорить в терминах бизнеса. Моя задача подготовить их так, чтобы они были востребованы, интересны публике, специалистам. Фамилии тут не важны. Имеет значение только стремление прогрессировать, реализовывать свой талант.
НЕ ВСЯКИЙ ОСТАВИТ КЛУБ РАДИ СБОРНОЙ
– Судя по тому, что происходит сегодня со сборной России, следующим ее тренером наверняка будет россиянин. Капелло может уйти в любой момент, если получит свои деньги. Каким будет ваш ответ, если вам предложат пост в национальной команде?
– Сегодня сосредоточен на работе в клубе. Мне хочется добиться с ним успеха, выиграть что-то значимое и весомое.
– Хорошо. Но теоретически вы можете представить себя в сборной России? Ее будущее, видимо, связано с вами, Слуцким или Черчесовым. Вопрос в том, кого в итоге отпустит клуб.
– Именно этот вопрос важен, когда мы говорим о работе тренера в сборной. Не всякий специалист готов отставить клуб и не всякому разрешат совмещать.
– Знаю, что вы общались с коллегой Виктором Гончаренко, когда он покидал «Кубань» и Краснодар.
– Да, мы встретились. Считаю Виктора Николаевича серьезным растущим специалистом с большим творческим потенциалом. Мне хотелось его поддержать, когда «Кубань» решила разорвать с ним контракт.
– Почему Гончаренко пока не у дел? Почему он отказал «Амкару», не поехал в Ростов-на-Дону, не стал вести переговоров с «Тосно»?
– Об этом лучше спросить у него самого. Причины могут быть разными. Гончаренко называют молодым специалистом, но для меня он зрелый тренер. Тот, кто прогрессирует и смотрит на многие процессы и нашу профессию свежим взглядом. Для меня Виктор – европеец. Он может быть востребован как в России, так и в других странах.
– Гончаренко очень эмоционально и публично поддержал ваш коллега Леонид Слуцкий. В наше время в цене политкорректность, а увольнение коллеги – зачастую шанс на высокооплачиваемую работу. Почему тренер ЦСКА был так резок, как думаете?
– С Гончаренко они друзья. Наверное, Леонид Викторович знает больше, чем остальные. В любом случае, это не рядовой поступок. Дружбе есть место в любое время.