- На официальном сайте РФПЛ, оценивая ваши высказывания о не самом удачно составленном календаре чемпионата, системе его проведения, вас назвали «молодым критиком». Как вам в такой роли?
- Я уже не такой молодой. Есть тренеры и моложе меня. Это первое. А второе – вправе высказывать свою точку зрения, никого не оскорбляя. Может, кому-то не понравилось то, что я сказал.
- Ваши высказывания о Халке, который деградирует в РФПЛ, випах, смотрящих футбол из теплых лож под коньячок, в отличие от зрителей на холодных трибунах, вызывают резонанс. Это потому что правда глаза колет?
- Может быть. Просто я неравнодушен к российскому футболу. Хочется, чтобы он шел в правильном направлении. Делаю и буду делать все, чтобы наши клубы и сборная были на виду в Европе. Потому что сейчас есть вещи, которые не только мне не нравятся, но и простым болельщикам. Вот об этом надо говорить. Не стесняться и не бояться. Вправе высказать свое мнение. А люди реагируют, как считают нужным.
- Возможно, вы чувствуете давление со стороны после высказываний?
- Абсолютно нет. Просто закончился осенний отрезок, после которого руководители, тренеры, как правило, делают какие-то выводы. Вот и я для себя несколько сделал и высказал их публично.
- Просто ваша точка зрения идет в разрез с главенствующей...
- А моя точка зрения, возможно, с точкой зрения большинства тренеров как раз совпадает. Не думаю, что кому-то из тренеров нравится, когда большая часть игроков получает травмы в декабре. Семин, Билялетдинов об этом говорили.
- Мнение тренеров есть по той же системе «осень-весна», но кто его слушает в лиге?
- Может, ко мне и не хотят прислушиваться, но к таким тренерам, как тот же Семин, который прошел все что можно, нельзя не прислушиваться.
- Вот еще тема последних дней. В Госдуме поддержали представителей Общественной палаты, где высказались против покупки иностранных спортсменов клубами. Один из парламентариев сказал, что «в нынешней ситуации покупать футболистов за госсредства не очень правильно». То есть раньше за госсредства покупать было правильно, а сейчас нет?
- Наверное. Честно говоря, меня это не интересует, потому что «Арсенал» никого не покупает. У нас финансовые возможности не такие. Так что по этому поводу не переживаю. Переживает простой народ. Ведь тратят такие сумасшедшие деньги на футболистов! Сколько больниц и детских садов на эти деньги можно построить... Конечно, людей такое положение дел немного раздражает. Но решать подобные вопросы, конечно же, не нам. Захотят они тратить государственные деньги на футболистов – будут тратить. Хотя у нас же школы футбольные хорошие. Надо больше доверять нашим российским футболистам. Как пример – «Рубин». Не очень удачно команда стартовала, но потом раскрылся Набиуллин, другие ребята.
- У вас ведь тоже много российских игроков.
- Да. Надо доверять им. У ребят тогда появляется уверенность. И если так пойдет, может, мы увидим новых звездочек и в сборной России. А если станем наших держать на лавке и ставить иностранцев, о каких результатах сборной в ближайшее время может идти речь?
- «Арсенал», кстати, тоже финансируется из госсредств? Тульская область выделяет деньги?
- Губернатор региона Владимир Груздев держит все под контролем. И позиция его такая: клуб не получает бюджетных денег. Губернатор ищет спонсоров. Это непросто, но, в то же время, из бюджета денег мы не берем.
- Тем временем «Арсенал» едва ли не активнее всех на трансферном рынке…
- Да. Взяли в аренду вратаря Яна Муху из «Крыльев», Владимира Корытько из «Шинника» и подписали Анри Хагуша, который нам достался бесплатно. Мы не заплатили ни копейки ни за кого. Хотим еще подписать как минимум одного нападающего и одного центрального защитника. Но это не так просто, учитывая финансовую ситуацию.
- Помимо вратаря Мухи на сбор с вами отправились молодые Ревякин из ЦСКА и Скорняков из «Сокола». Есть еще Котов и Филимонов. Всего пять вратарей. Филимонов собрался заканчивать?
- Почему же? Я с Сашей переговорил по этому поводу. Предложил такой вариант: возьмем одного опытного и одного молодого перспективного вратаря. В итоге останутся четыре голкипера.
- Не много?
- Считаю, нет. И Филимонов этой же позиции придерживается.
- Он и сформирует вратарскую бригаду?
- Да. Решение принимать ему.
- Филимонов удивляет имиджем – не расстается с бородой. Она становится все более окладистой.
- Увидел его после отпуска. Говорю: «Думал, сбреешь». Но он пока держится. Судя по всему, вряд ли до конца чемпионата он с ней расстанется. Хоккеисты, футболисты сейчас с бородами, татуировками. Не удивишь никого этим. Хоккеисты, правда, чаще во время плей-офф не бреются. Хотя и для «Арсенала» сейчас как плей-офф.
- Широков ушел из «Спартака» в «Краснодар». Вы хотели бы его видеть в «Арсенале»?
- Кончено. Если «Спартаку» такой игрок, как Широков не понадобился… С удовольствием бы увидел в «Арсенале» Широкова. Как и Дзюбу.
- Но это нереально…
- Да, Рома сюда не перейдет. Не то, что финансовую сторону мы не потянем. Все-таки «Краснодар» борется наверху. А Рома – амбициозный парень. Поэтому он выбрал этот вариант. О каком «Арсенале» тут может идти речь?
- А чуть позже?
- Ничего не исключаю. Вдруг наши пути пересекутся?
- Вас не смущает строптивый характер Романа?
- Если б не его характер, Широков не стал бы таким футболистом, каким его знают. Рома много говорит. Не считаю, что это плохо. Я сам открытый человек и могу правду всегда сказать. Роман из категории людей, которые что думают, то и говорят. Хорошо это или плохо? Как есть. Может, это какому-то тренеру не нравится. Видимо, у тренера в «Спартаке» свой стиль. И Широков в эту философию не вписывался. Они мирным путем разошлись. Поэтому ничего страшного не произошло. Вопрос другой: а нужен ли вообще был Широков «Спартаку».
- Да, вот от чего надо отталкиваться.
- Если берут тренера, он и должен подбирать игроков под свое видение. Как пример: мне могут предложить игрока, позвонить, попросить посмотреть. Но решение итоговое только за мной. Поэтому в случае с Широковым не понимаю, для чего он был нужен. Роман ярко проявил себя в «Краснодаре», в одной из самых играющих команд чемпионата. Так что непонятен был этот переход в «Спартак». Сейчас Роману надо играть постоянно, чтобы набрать форму. Он в состоянии выйти на свой прежний уровень.
- То есть эти полгода – заочная борьба Якина и Широкова? Если получится у тренера без него – Романа вряд ли вернут. Не получится – уйдет тренер, Широков вернется?
- Скорее всего, к этому и идет. Хочу пожелать удачи и тренеру, и игроку.
- Олег Романцев сказал, что Широков в его «Спартаке», а, значит, и в вашем, заиграл бы. Не кажется вам, что Роман немного запоздал с приходом в «Спартак»?
- Если вернуть все назад, Широков нам бы, конечно, пригодился в 90-е. Игрок умный. Вообще симпатизирую футболистам середины поля, потому что сам здесь играл. Нравится, например, как Вальбуэна действует. Поэтому играй Широков в том нашем «Спартаке», была бы жесткая конкуренция! Я, Титов, Пятницкий. Было бы интересно.
- Разговаривал с братьями Комбаровыми, они в восторге от уровня футбола на традиционном кубке друзей Аленичева, который проходит у вас на даче после Нового года. Что вы едите, чтобы сохранять тонус? Или, наоборот, не едите?
- А я тренируюсь со своими ребятами. У них тренировки – и я несколько раз в неделю занимаюсь. Понятно, не в таком объеме, как они. Но 30-40 минут уделяю. Пробежка, футбол. Ну, и ребятам моим интересно, когда тренер участвует. А еще мое хобби – большой теннис. 15 лет занимаюсь. В свободное время стараюсь играть.
- Кто соперники?
- Друзья в Москве. На сборах иногда бьемся с Олегом Саматовым, тренером по физподготовке.
- У вас какой коронный прием? Подача?
- Хорошего всего по чуть-чуть. Но есть, над чем работать. К теннису пристрастился, когда выступал в Португалии. В 2000 году взял ракетку и до сих пор ее держу.
- Вы сказали, что самая короткая установка в этом сезоне была перед победным матчем с «Зенитом» в Кубке. Какую бы установку дали команде на оставшуюся часть сезона?
- На Кипре, где у нас первый сбор, будет собрание. Сформулирую задачу. Кто-то думает, что скажу только о необходимости остаться в премьер-лиге. Но задача – это и показывать футбол, в который мы умеем играть. Футбол, от которого получаем удовольствие. Если станем мучиться – это будет не интересно ни игрокам, ни болельщикам, ни мне как тренеру. Надо делать все возможное, чтобы остаться в премьер-лиге, продолжать играть в наш футбол и результат придет. Важно пройти и сборы без травм. И хочется, чтобы удача сопутствовала нам. Такой город, как Тула, должен быть представлен в РФПЛ. Посещаемость – 15 тысяч человек в среднем на матче. Настоящий футбольный антураж. Ребятам, тренерам, которые к нам приезжали в этом сезоне, понравилось на футболе в Туле. Об этом говорил и с Виллашем-Боашем, и с Гончаренко, и с Кучуком, и с Черчесовым.
- Антураж в Туле и правда колоритный. Как в 90-х на матчах «Спартака» где-нибудь в глубинке.
- Да. Поэтому не хотелось бы, чтобы Тула потеряла профессиональную команду вообще. Хочется, чтобы команда осталась на долгие годы.
- Но пока «Арсенал», честно говоря, ассоциируется, в основном, с вами. Но что будет после сезона? Уйдете в «Спартак»? В другую команду? Останетесь?
- Не могу даже предположить. Контракт с «Арсеналом» у меня заканчивается летом. Как мы закончим сезон? Откровенно скажу, что финансирование оставляет желать лучшего. Ищем спонсора, губернатор делает все для этого, потому что иначе сложно выжить. Если у команды будет хорошее финансирование, я бы с удовольствием работал в «Арсенале» долгие годы. Сейчас главное на сборах подготовить команду. А что произойдет летом… Гоню эти мысли, иначе они станут мешать.