Лого Российская премьер-лига

07.12.2011

20111207

М.Гершкович: ОТСТАВКИ С ПОЛЬЗОЙ И БЕЗ

Версия для печати

Михаил Гершкович – нападающий, играл в московских «Динамо», «Торпедо», «Локомотиве». Чемпион СССР, двукратный обладатель Кубка страны, финалист Кубка обладателей кубков. Играл в сборной СССР. Был главным тренером молодежной сборной и старшим тренером первой сборной России.

 

– В этом году в десяти клубах высшего дивизиона из шестнадцати сменились главные тренеры. Причем некоторыми командами руководили по три, а то и четыре специалиста. Такое обилие тренерских отставок, на ваш взгляд, тенденция?

– Нет, тенденцией я бы это явление не назвал. Дело в том, что буквально все отставки были друг на друга не похожи. У каждой находились какие-то свои причины. Тенденция же предполагает некое обобщение причин. Естественно, какие-то отставки пошли на пользу командам, какие-то никак не отразились на их игре, какие-то, возможно, даже принесли вред.

 

– Но были же, видимо, и некие схожие причины отставок.

– Пожалуй, только одна: не слишком хорошее выступление команд. Однако во всем остальном не было ничего похожего. А причины оказывались самыми разными. Кто-то из тренеров неожиданно демонстрировал некомпетентность, и его приглашение можно было посчитать ошибкой руководства. Порой некомпетентность проявляли менеджеры клуба, а расплачиваться приходилось тренеру. Бывало и так, что руководству просто-напросто не хватало терпения, тренеру не давали достаточного времени для того, чтобы он мог воплотить в жизнь задуманное, намеченное. Словом, повторяю: обстоятельства в каждом отдельном случае настолько отличаются от остальных, что обобщить ситуации невозможно, потому и тенденцией все произошедшее в десяти клубах называть не стоит.

 

– А когда вы за всеми событиями, связанными с тренерскими отставками, наблюдали, ваша реакция была всегда одинаковой? Я имею в виду, что в каких-то случаях как бывший игрок и тренер вы понимали справедливость решения руководства клуба, но как председатель «Объединения отечественных тренеров» должны были защищать уволенного специалиста.    

 

– Конечно, определенный дискомфорт в некоторых случаях я испытываю. Больше того, признаюсь вам, что, когда смотрю матч каких-нибудь команд, невольно симпатизирую той, где работает член нашего объединения, если команду-соперницу возглавляет тренер, не входящий в нашу организацию. Так что абсолютной объективности, мне кажется, от любого человека нельзя требовать. Но я всегда стремлюсь помочь тренерам, чем могу. Кстати сказать, какие-то их ошибки видны со стороны порой лучше, чем даже людям, находящимся внутри коллективов. И поэтому, когда мы встречаемся в узком кругу, например, собирается пять-шесть человек, то обсуждаем разные творческие вопросы, тенденции развития футбола, говорим о том, что можем почерпнуть из опыта работающих в наших клубах иностранцев, а что из практики зарубежных тренеров нам не подходит.

 

– К слову, скольких тренеров объединяет ваша организация?

– Всего членами «Объединения отечественных тренеров» являются сто девятнадцать тренеров, имеющих профессиональные лицензии всех, так сказать, степеней. Девять человек входят в Бюро, которое решает, понятное дело, актуальные вопросы.

 

– И какая бывает реакция, например, у вас или у Бюро, если какая-то тренерская отставка объективно справедлива?    

– В любом случае мы следим за тем, чтобы все обязательства клуба перед тренером были выполнены. Мне приходилось беседовать с руководителями клубов, когда возникали напряженные моменты в их взаимоотношениях с тренерами. Иногда удавалось даже отставки предотвратить. Добавлю, что наша организация тесно и плодотворно сотрудничает с РФПЛ во многих вопросах, в частности, и в этом.

 

– А в каких еще?

– Ну, например, в вопросах, связанных с регламентом соревнований, иногда – с календарем. В частности, руководители РФПЛ советовались с нами, когда принимали решение провести два тура второго этапа в этом году, что было сделано, кстати, и в интересах подготовки сборной страны к чемпионату Европы. Вообще же руководство РФПЛ обсуждает с нами самые острые вопросы, а, кроме того, помогает нам защищать интересы тренеров, пропагандирует наши специальные издания, да всего и не перечислишь.

 

– Как я понимаю, главная все-таки задача вашей организации – защита профессиональных интересов тренеров.

– Безусловно. И многое в этом направлении нам удалось уже сделать. Еще недавно у тренеров не было контрактов с клубами, таких, какие есть у игроков. А были лишь трудовые соглашения, в которые иногда вставлялись так называемые дополнительные условия. Мы, правда, добились того, что вот уже четыре года как тренеры получили право обращаться в Палату по разрешению споров. Но теперь это придется им делать в редчайших случаях, потому самым большим нашим достижением считаю то, что теперь есть типовой тренерский контракт, который практически ничем не отличается от контракта игрока. Назову три самых важных пункта этого типового контракта. Первое: при увольнении тренера клуб должен рассчитаться с ним по конец действия контракта. Второе: клуб не имеет права перемещать тренера на другую должность в структуре клуба. Раньше, кстати, клубы пользовались этим правом, чтобы вынудить тренера подать заявление об уходе. Наконец, третье: клуб обязан застраховать здоровье тренера так же, как это делается с футболистами.

 

– Ну, что ж, после ваших пояснений можно теперь не огорчаться, когда тренеров увольняют по ходу сезона.                             

– Мы с вами так давно знакомы, что ваш сарказм я уловил. Конечно, обилие тренерских отставок в целом на пользу не идет. Но мы работаем, как видите, по всем направлениям: и убеждаем руководителей, и защищаем тренеров. Думаю, что можно добиться главного: чтобы тренеров приглашали в команды после тщательного обдумывания и чтобы тренеры давали согласие, тоже продумав все «за» и «против».

 

Интервью провел Валерий ВИНОКУРОВ


Медиа:


Последние новости: