06.07.2011

20110706

А.Парамонов: ТРЕНЕРСКИЕ КОЛЛИЗИИ

Версия для печати

Алексей Парамонов – заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер РСФСР, олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион СССР

 

– Не кажется ли вам, что тренерские отставки в течение всего первого круга не только в количественном отношении превзошли всяческие пределы, но и являлись едва ли не главными темами для обсуждений?

 

Парамонов– Конечно, так и есть. И, наверное, каждая отставка имела под собой почву. Но по закону больших чисел все эти отставки в совокупности высветили давно, мне кажется, назревшую тренерскую проблему в нашем футболе. Понятно, что при назначении тренера и при его отставке главную роль играют владельцы клубов. И зачастую они непродуманно приглашают того или иного специалиста, а затем, отправляя его в отставку, как-то молчаливо признают собственную ошибку. То есть, сначала непродуманно назначают, а в ряде случаев затем и непродуманно снимают. Умные же хозяева команд и с умом подбирают тренера, и терпение проявляют, наблюдая за его работой, ну, и при необходимости с умом находят ему замену, если уж без отставки не обойтись.

 

– Однако выясняется, что у нас отчетливо обнаружился дефицит на хороших российских тренеров.

 

Товаровский– Возник-то этот дефицит довольно давно. К сожалению, разрушилась, на мой взгляд, стройная система подготовки тренеров, которую мы всегда связывали со школой, основанной Михаилом Давидовичем Товаровским. Формально и сейчас тренеров вроде бы готовят, принимают у них экзамены, выдают лицензии. Но именно формально все это делается, глубоких знаний люди не приобретают, хорошей практики не проходят. У нас есть тренеры, которые получили свои лицензии только потому, что у них был заработанный выступлениями на полях авторитет. Да, может быть, они и были заметными игроками, но это вовсе не значит, что они могут стать тренерами. Мне даже неловко ломиться в открытую дверь, говоря о том, что далеко не каждый выдающийся даже футболист способен стать серьезным тренером. И, кроме того, – необходимо пройти определенный путь. Начать, может быть, с детских и юношеских команд, поработать с молодежью, возможно, в клубах низших лиг. Путь, конечно, у каждого начинающего тренера бывает свой собственный, но его надо обязательно пройти. Хозяева команд высшего дивизиона это не учитывают. Оттого и назначения происходят по наитию – повезет или не повезет?

 

– Но ведь то же самое случается и тогда, когда приглашают зарубежных специалистов.

 

– А почему должно быть иначе? Вот много лет назад Никита Симонян со сборной нашей страны был в Италии. И на известной там базе в Коверчиано наблюдал за тренировками итальянской национальной команды. После занятий он спрашивал местных тренеров, какими пособиями они пользуются, готовясь к тренировкам. И ему показали переведенные с русского на итальянский язык работы наших ученых Товаровского, Зациорского и некоторых других. Вот я и спросил бы сейчас у молодых людей, получивших, скажем, недавно лицензии: знакомы ли вы с этими работами, изучали ли их?

 

– Если вы считаете, что с тренерскими кадрами у нас не все благополучно, то, значит, и отставкам мы не должны удивляться?

Парамонов

– Безусловно. Отставки ведь не случаются только по чьей-то прихоти. Чаще всего это происходит из-за низкого качества игры, демонстрируемой командами. А что мы видели в первом круге? Стабильной игры не показывали даже ведущие клубы. В тактическом отношении прогресса я не заметил. Большинство матчей проходили на невысоком уровне, например, из-за того, что пас в основном давался только в ноги партнеру. Ударов по воротам команды наносят раз-два и обчелся. А когда-то за игру мы насчитывали до двадцати пяти ударов, и не меньше половины из них попадали в створ ворот.

 

– Но все-таки были ведь в первом полугодии и хорошие матчи.

 

Слуцкий– Увы, пальцев на одной руке хватит, чтобы их сосчитать. Вот в последних турах порадовало зрелищной, созидательной, продуманной игрой «Динамо». И, к слову, о тренере. Сергей Силкин как раз и прошел весь тот долгий путь, о котором я говорил. И учителя у него были хорошие, и сам он, видимо, готов к тренерской деятельности. То же самое могу сказать о Леониде Слуцком, за чьим путем слежу уже давно и с большим интересом. Хорошо, что ЦСКА и он нашли друг друга. И другой пример. Казалось бы, опытнейший специалист Лучано Спаллетти, но, на мой взгляд, он не привнес ничего нового в игру «Зенита». Мне кажется, что команда при Дике Адвокаате действовала интереснее в тактическом плане. Что же касается еще одного недавнего чемпиона страны – «Рубина», то у него такие кадровые проблемы в линии атаки, что Курбану Бердыеву при всем его опыте и таланте никак не удается поставить стабильную игру.

 

– Зато к группе лидеров присоединились «Анжи» и «Кубань», чего ожидали не многие специалисты.

 

– Финансовые вложения владельцев «Анжи» позволили укрепить состав, и Гаджи Гаджиев получил возможность реализовать свой высокий тренерский потенциал. А в «Кубани» Дан Петреску, работающий с командой второй сезон, поставил такую слаженную командную игру, которая позволяет добиваться результатов, несмотря на то, что футболистов по-настоящему высокого класса новичку явно не хватает. Так что, видите, мы начали разговор с тренерской темы, ею и заканчиваем. Ибо, с какими бы коллизиями ни сталкивались тренеры, какое бы давление со стороны руководителей ни испытывали, а все равно именно от них зависит в конечном итоге то, что показывают команды на поле. Потому-то и вижу одной из главных задач на ближайшее будущее – восстановление отечественной тренерской школы, что называется, в полном объеме. А чтобы добиться этого, необходимо внимательнейшим образом изучить опыт прошлого.

 

Интервью провел Валерий ВИНОКУРОВ


Медиа:


Последние новости:

news

18.04.2024

Расписание трансляций 25-го тура Мир РПЛ

«Матч ТВ» покажет матчи из Калининграда, Москвы и Ростова-на-Дону

Обратная связь

Вы можете обратиться в РПЛ с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание). Также вы можете сообщить имеющиеся у вас сведения о "договорных" матчах.

Отправить

Обратная связь

Вы можете обратиться в компанию Sportradar с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание).

Отправить