04.04.2021

20210404

«Сначала думал, он сам забил». Как штрафной вратаря спас молодёжку «Ахмата» на поле «Зенита»

Версия для печати

Матч молодёжных команд «Зенита» и «Ахмата» – первый на втором этапе первенства, который показывал телеканал МАТЧ ПРЕМЬЕР. Сценарий поначалу был приятным для хозяев: «Зенит» вышел вперёд на 11-й минуте, затем заработал пенальти – правда, 20-летний голкипер «Ахмата» Ахмед Бунхоев взял удар – а когда гости отыгрались, петербуржцы ещё до перерыва вернули лидерство в счёте.

Однако грозненцы вырвали ничью: в добавленное время тот же Бунхоев исполнил штрафной удар с середины поля, и Ислам Альсултанов сравнял счёт – так команда Исы Байтиева ушла от поражения и отобрала очки у одного из лидеров первенства. После матча вратарь рассказал, как ему помог опыт игры на позиции полевого игрока, а главный тренер объяснил взаимодействие со штабом Андрея Талалаева, который в тот же день громил «Краснодар».

«Тренер предлагал взять штрафной ещё в первом тайме»

В этом сезоне Ахмед Бунхоев – основной вратарь молодёжки «Ахмата». В команде он дебютировал ещё в июле 2018-го, когда ему было 17 лет: в дебютном сезоне участвовал в двух играх первенства, в сезоне 2019/20 провёл 21 матч, а в текущем выходил в 17 турах из 19.

– Хотелось, конечно, одержать победу, но против такой команды, как «Зенит», ничья – хороший результат, – говорит Бунхоев. – Тем более мы только три раза проигрывали по ходу сезона.

– В первом тайме вы отбили пенальти. Как действовали?
– Обычно во время пенальти смотрю на бьющего. Посмотрел и принял решение прыгать в правый угол до удара.

– Иногда на последних минутах вратари идут в штрафную площадь играть головой. Как приняли решение исполнять штрафной удар? Кто-то из тренеров подсказал?
– Это было решение главного тренера. Когда я начинал карьеру, в воротах не играл – можно сказать, был нацеленным страйкером. У меня очень хороший удар, люблю отрабатывать штрафные удары после каждой тренировки, отсюда последовало такое назначение от тренера. Ещё в первом тайме тот штрафной, который классно реализовал Муслим Дачаев, главный тренер тоже предлагал взять на себя.

– После гола вы побежали к тренерскому штабу. Что вам сказали в первую очередь?
– Сейчас уже не помню, что происходило – было море эмоций, большая радость. Просто побежал порадоваться со всеми, а тренер поблагодарил и похвалил меня. Я ответил взаимностью и попросил игроков успокоиться.

– Сначала подумали, что забили сами, или видели, что Альсултанов подправил мяч в ворота?
– У меня не было мыслей, кто и как забил, меня охватила радость, что сумели забить. Я сначала даже не понял, как залетел мяч: подумал, что после моего удара был отскок от газона. Очень рад, что сумели реализовать свой момент и сыграть вничью. У Альсултанова был похожий момент, но он не сумел дотянуться до мяча. Очень рад, что ему удалось забить, он заслужил этот гол.

– Если будет возможность исполнить пенальти на 90-й минуте, возьмёте на себя ответственность?
– Если последует указание от тренера – несомненно.

«Начинал карьеру нападающим, всё очень удачно складывалось»

– Вы однажды проводили сборы с основным составом «Ахмата». Чем они запомнились?
– Я ездил прошлой зимой. Мне было очень приятно, когда узнал, что главный тренер основной команды решил взять меня на сборы. Это огромная мечта каждого футболиста молодёжной команды – тренироваться и добиться места в основе, начал себя чувствовать уверенно. Этой зимой, к сожалению, не удалось поехать. Немножко обидно было, но буду стараться доказывать на тренировках и на играх, что достоин играть за главную команду.

– Молодёжная команда «Ахмата» играет на стадионе имени Билимханова. В детстве часто ходили туда на матчи «Терека»?
– Да, мой двоюродный брат был большим болельщиком «Терека» и каждый раз брал меня собой на матчи. Я тогда особо не разбирался в футболе, но запомнился матч с «Зенитом», где «Терек» выиграл 3:2, а в самом конце после углового забил Илиев (игра проходила в Грозном 19 июля 2009-го, Бунхоеву было восемь лет – Прим. Premierliga.ru).

– Как вы пришли в футбол?
– Это было решение моей мамы, я ей очень благодарен. Помню этот день, как сегодня. У меня с раннего детства было огромное желание играть в футбол и добиться многих высот. В 2010 году мы семьёй ездили на последний матч сезона: «Терек» встречался с «Сибирью». Тогда я прочувствовал и решил, что хочу играть за эту команду. Как раз в том году в Грозном открыли академию «Рамзан», и мама решила меня отдать туда.

– Когда решили стать голкипером?
– Я начинал свою карьеру нападающим, и всё очень удачно складывалось, успел даже пару кубков на юношеских турнирах получить как лучший форвард. Когда мы собирались ехать на очередной турнир, наш основной вратарь сломал руку, и мы остались без него. Тогда тренер Академии – родной брат нашего главного тренера (Рамзан Байтиев, сейчас тренирует команду 2006 года рождения – Прим. Premierliga.ru) – решил поставить в ворота меня, так как в команде я был больше всех по габаритам. На том турнире я стал лучшим вратарём.

– Кто из игроков нравился тогда больше всего?
– Таких много, но больше всего меня вдохновлял мой односельчанин Адлан Кацаев, мне очень нравилась его игра. Также Ризван Уциев – боец с характером, настоящий капитан.

– Как оцениваете шансы пробиться в основную команду?
– Я ничего не могу сказать, всё зависит от решения главного тренера, но буду делать всё, что в моих силах – выкладываться на полную на тренировках, чтобы заслужить доверие и доказать, что достоин играть и расти.

«Стараемся играть на равных с топ-клубами»

Главный тренер молодёжки Иса Байтиев связан с «Ахматом» большую часть жизни. В качестве игрока он выступал за «Терек» с 1992-го по 1994-й, а в 2001-м провёл за грозненцев последний сезон перед завершением карьеры. В 2002-м Байтиев стал тренером и работал только в клубе из Чеченской Республики: входил в штаб основной команды как помощник, а в 2011-м после отставки Руда Гуллита и до назначения Станислава Черчесова был главным тренером «Терека».

В 2018-м специалист возглавил молодёжный состав «Ахмата». Первый сезон – 12-е место в первенстве молодёжек, второй – девятая позиция, но турнир был завершён досрочно после 22 туров из-за пандемии коронавируса. На первом этапе текущего розыгрыша грозненцы стали третьими в группе А, что и привело команду в борьбу за медали первенства на втором этапе.

– Мы накануне узнали, что матч с «Зенитом» будут показывать на телевидении, – начинает Байтиев. – Я говорил ребятам, что родители, родственники, близкие будут смотреть футбол, как и специалисты. Я просил, даже требовал, чтобы ребята были спокойны. Всё-таки в Санкт-Петербурге играть непросто, «Зенит» – это топ-клуб, и чтобы я ни говорил пацанам, давление есть. В начале где-то сгорели. Пара футболистов выпала, пришлось выпускать четырёх пацанов 2004 года рождения, один из них всего второй раз вышел (речь о 16-летнем полузащитнике Абубакаре Иналкаеве, дебютировал 9 марта в игре против «Спартака» – Прим. Premierliga.ru). Если честно, я сам был удивлён, почему всё так произошло.

– Приходилось успокаивать ребят в перерыве?
– Да, я им высказал своё мнение. Говорил, что нельзя было пропускать после того, как забили, что неправильно сыграли при обороне: понадеялись, что будет офсайд, но так его не делают. Мы штабом объясняли, что нельзя пропускать такие голы, когда по центру игрок вылетает один на один. Говорили в перерыве, что надо успокоиться, играть в футбол, не проигрывать единоборства, выигрывать подборы – и тогда пойдёт.

Но мы ещё должны отдать должное «Зениту – это же топ-клуб, как и ЦСКА, «Краснодар», «Спартак». Мы стараемся играть с ними на равных, моментами переигрываем – по крайней мере никому явно не проигрываем. Можем из-за своих ошибок привезти голы, но тут же сравнять. Такой разговор был – не совсем хороший, жёсткий, но изменения произошли в лучшую сторону.

– Ребята правильно реагируют на жёсткие разговоры? Не бывало такого, что игроку напихали, и он стал ошибаться даже чаще?
– Я сильно уважаю этих пацанов. Где-то могу их поругать, но в то же время могу обнять и объяснить, как должно быть. Они меня понимают, я второй год с ними вожусь. Если погорячусь, смогу это объяснить. Мы, тренеры, должны говорить правду в лицо во время тренировок, игр, в перерыве матча, не за стеной решать вопрос. Игроки всё правильно понимают. Самое главное, что думает наш штаб – объективно относиться ко всем футболистам. Тогда и в командах РПЛ, и в молодёжках не будет проблем. Сложности возникают от того, что одного ругаешь, другого ласкаешь – такого у нас в молодёжке нет.

«Талалаев знает всех футболистов молодёжки»

– В Петербурге ярко выделился Бунхоев. Как он решился исполнить штрафной удар?
– После тренировок наш штаб остаётся бить по воротам, и Ахмед часто подключается. Он очень красивые голы забивает. На тренировках из восьми штрафных пять может положить. Перед игрой стоял такой вопрос: если в конце будет пенальти или штрафной, именно Бунхоев должен использовать этот момент. Когда в конце поставили штрафной, он мне крикнул, и я ему дал добро. Мы решились на этот риск: проигрывать 1:2 или 1:3 – разницы никакой. Где-то мы были уверены, что он попадёт в створ.

– По трансляции было ощущение, что он сам забил.
– Мы тоже так думали, потом пересмотрели – Альсултанов здорово поменял направление мяча. В любом случае это заслуга пацанов, мне очень приятно, что они не пали духом, старались до конца, доигрывали. После игры мы разговаривали с руководством, они были довольны.

– Ахмед взял пенальти – это тоже его сильная сторона?
– Не хочу выделять, но этот момент был переломным. Ахмед своим трудом, поведением заслужил место в составе, а дальше как главная команда решит. Он вратарь уровня РПЛ. Жалко, что с ростом не повезло (182 сантиметра – Прим. Premierliga.ru), а так у него есть задатки. У нас есть ещё мальчишка Ризван Ташаев: он 2003 года рождения, недавно играл против «Ротора» – очень неплохо выглядит. Будем надеяться, что-то получится у них.

– В молодёжке есть ребята, которые регулярно привлекаются к основе.
– Альсултанов тренируется, Кармаев тоже. Никита должен был лететь в Краснодар с основой, но я попросил отпустить его в Петербург, потому что у меня не осталось ни одного центрального защитника – вылетели пять футболистов, были большие проблемы в обороне. У нас Турпал-Али Ибишев травмирован, но мы его в заявку включили, мало ли что бывает. Левый защитник Альви Адилханов тоже привлекается к основе. Фактически всех ребят, которые сейчас есть в команде, просматривает основа, даже Егора Кравцова: он 2004 года рождения, но три тренировки провёл с первой командой.

– Насколько особое внимание Андрей Талалаев уделяет молодёжи, если сравнивать с его предшественниками?
– Викторович знает всех футболистов, уделяет очень большое внимание этим пацанам. Его помощники всегда со мной на связи. Когда ребята из первой команды уезжают в сборные, они советуются, кого взять из молодёжки. Я думаю, рано или поздно пацаны должны заиграть. Мы должны доверять молодёжи и в дубле, и в первой команде, делать акцент на своих воспитанниках.

Например, Садулаев у меня всё прошёл, это очень одаренный футболист. Ему нужно дать две-три игры, и он будет играть в большом футболе, гарантирую. Я знаю его потенциал, вижу, как он обыгрывает один-в-один. Надо давать шанс – не две-три минуты, а выпускать на два тайма, 60 минут. Это не значит, что ребята должны играть по блату: им нужно заслужить, пахать, доказывать, но ещё нужно доверие.

Фото: Магомед Абасов/«Ахмат», «Сочи»


Медиа:


Последние новости:

Обратная связь

Вы можете обратиться в РПЛ с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание). Также вы можете сообщить имеющиеся у вас сведения о "договорных" матчах.

Отправить

Обратная связь

Вы можете обратиться в компанию Sportradar с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание).

Отправить