В преддверии таких крупных событий, как чемпионаты мира, Европы и Олимпийские футбольные турниры, каждый из нас почти наверняка вспоминает историю этих форумов. И особенно тех из них, в которых выступала наша сборная. Большинство любителей футбола, конечно, восстанавливают в памяти самые яркие, навсегда запомнившиеся им матчи, красивые голы, лучших игроков – как наших звезд, так, уверен, и зарубежных. Понятное дело, все зависит от возраста болельщиков, однако многим молодым или людям, скажем, среднего возраста не чужда, надеюсь, и история футбола, ведь сейчас нетрудно прочитать обо всех значимых событиях, которые происходили, как говорится, во времена оно.
Автору этих строк несказанно повезло в том, что посчастливилось не только наблюдать за первыми матчами и победами нашей сборной, но и быть знакомым (причем весьма и весьма близко) со многими нашими прекрасными мастерами, те победы добывавшими. Так что мои воспоминания не ограничиваются тем, что успел перечислить (матчами, голами, высоким мастерством игроков). Память уводит и в после турнирные события, то есть вспоминаются оценки – справедливые и, к сожалению, порой несправедливые, так же, как и награды, которые тоже отнюдь не всегда доставались по справедливости всем и каждому из мастеров. Ради восстановления справедливости хотя бы на бумаге автор и просит вашего внимания.
На чемпионате мира в Чили (1962) Пеле получил травму в первом же матче, и мы гадали, будет ли он считаться теперь двукратным чемпионом мира. На чемпионате мира в США (1994) Рональдо ни разу не вышел на поле, но мы уже не гадали, а знали: раз был в заявке, значит, стал и чемпионом мира. После чемпионата Европы в Австрии – Швейцарии (2008) мы тоже знали, что полуфиналистами будут считаться все, кто в заявке, но не знали, всем ли присвоят звание «заслуженный мастер спорта»; оказалось, всем до единого, даже в последний момент включённому в заявку Олегу Иванову, который тогда ещё ни разу за сборную не сыграл.
Но шесть десятков лет назад всё было по-другому. ФИФА и УЕФА награждали медалями лишь одиннадцать человек, игравших в финальных матчах. Так и произошло, когда сборная СССР выиграла Олимпийский турнир в Мельбурне (1956). Однако к чести тогдашних наших спортивных руководителей (наверняка и партийно-государственных, без которых всё равно ничего не решалось), олимпийскими чемпионами признали всех игроков сборной, сыгравших хотя бы в одном матче финального турнира. Так что остались без этого титула лишь Иван Мозер, проведший, кстати, один отборочный матч на пути в Мельбурн, Анатолий Порхунов и Юрий Беляев, входившие в заявку на турнир. Звание же «заслуженный мастер спорта» было присвоено не всем олимпийским чемпионам. Кто-то удостоился его позже. Борис Разинский, например, в 1989-м, Йожеф Беца – в 1991-м, как и Беляев, не считавшийся, повторю, олимпийским чемпионом. А кто-то так и не получил это звание, те же Мозер и Порхунов, к сожалению. Беляева же, представляя недавно в газетном интервью, назвали олимпийским чемпионом – вот это здорово и справедливо!
После победы сборной СССР в первом розыгрыше Кубка Европы (1960) ситуация, в общем, повторилась, но поскольку во Франции состоялись лишь полуфиналы и финал, чемпионами континента, помимо одиннадцати победителей финального матча, были у нас признаны все футболисты, принимавшие участие на ранних стадиях турнира. Так что добавились ещё восемь человек: Владимир Беляев, Владимир Кесарев, Борис Кузнецов, Виктор Царев, Алекпер Мамедов, Анатолий Ильин, Анатолий Исаев, Никита Симонян. Все они, кроме Беляева, в разное время удостоены и звания «заслуженный мастер спорта». Однако в заявку команды во Франции входили ещё и Владимир Маслаченко, Юрий Ковалёв, Герман Апухтин, Заур Калоев. Они по сей день европейскими чемпионами не считаются, а заслуженными мастерами спорта Калоев (1963) и Маслаченко (1969) впоследствии стали, в отличие от Апухтина и Ковалева.
Поскольку крупных турниров наша сборная больше не выигрывала, но при этом была финалистом чемпионата Европы (в 1964-м он второй раз назывался Кубком) трижды, а также полуфиналистом в Европе (1968) и в мире (1966), о титулах больше сказать нечего, но вот о справедливости по отношению к ветеранам говорить можно еще столько, что для книги хватит. Года три-четыре назад я беседовал по телефону со своим сверстником Юрием Шикуновым, одним из лучших полузащитников в истории ростовского СКА, серебряным призёром чемпионата страны, игроком сборной СССР. Как водится, условно поздравили друг друга с предстоявшими тогда юбилеями, обсудили здоровье, вспомнили общих друзей, «иных уж нет, а те далече». И Юра затронул вопрос справедливости (в контексте того, о чём сразу сказано в заголовке и в начальных абзацах), подсказав тем самым тему этих заметок.
Как известно, за второе место в Европе тренеров дважды снимали, так что о наградах футболистам речь тогда не шла. В 1964-м и в 1972-м участие в финальном матче чемпионата континента заслугой не считалось, в отличие от 1988-го. А Юра входил в заявку сборной в 1964-м вместе с Владимиром Глотовым, Рамазом Урушадзе, Олегом Копаевым и Эдуардом Дубинским. Называю, как вы понимаете, тех, кто не участвовал в полуфинальном и финальном матчах. Эдику в последний год жизни, уже смертельно больному, было присвоено звание заслуженного мастера спорта (1969). Урушадзе, Глотов, Копаев и Шикунов так и остались не награждёнными.
В отношении некоторых участников полуфинала и финала (1964) справедливость была восстановлена впоследствии, но не в отношении всех финалистов даже. Так, например, не были присвоены эти высшие спортивные звания Виктору Аничкину и Алексею Корнееву, а ведь Лёша был ещё и полуфиналистом чемпионата мира в Англии (1966). Объективности ради назову тех, кого награда всё же нашла при жизни. Игорю Численко значок и удостоверение заслуженного мастера спорта были вручены в 1991-м (он принимал их со слезами), Василию Данилову (полуфиналисту чемпионата мира) – в 1997-м, Эдуарду Мудрику и Геннадию Гусарову – лишь в 2007-м.
Так как статистикой ваш покорный слуга никогда специально не занимался, полагаясь только на память, которая, к счастью, подводила лишь в редчайших случаях, и на справочные издания, где ошибки и неточности случаются даже чаще, чем осечки в памяти, полностью перечислить всех недооценённых ветеранов мирового и европейских первенств (1966, 1968, 1972, 1988) возможности не имею (надеюсь на помощь наших уважаемых знатоков статистики). Однако твёрдо убеждён в том, что справедливость должна была восторжествовать как по отношению к тем, кого уже нет с нами, так, естественно, и в отношении живущих. Если был бы жив Юрий Александрович Нырков, на протяжении многих лет возглавлявший комитет ветеранов, можно было бы, видимо, обратиться к нему, но увы…
Когда отмечалось 50-летие со дня победы нашей сборной на Олимпиаде в Мельбурне, мы столкнулись с неуважением в адрес одного из олимпийских чемпионов, не получившего приглашение на чествование. Журналисты смириться с этим не захотели и смогли все-таки преодолеть бюрократизм, так как не постеснялись обратиться к Министру спорта, который быстро и справедливо решил вопрос.
Но что может сделать автор, чтобы восстановить справедливость в отношении всех наших ветеранов, учитывая сегодняшние реалии, о которых, повторю еще раз, сказано в самом начале? Только посвятить им эти заметки. Что касается тех, кто сейчас с нами, их это, конечно, хотя бы согреет. Но разве это менее важно, скажем, родственникам и наследникам тех, кого уже с нами нет? Да ведь и столь же важно всем нам, любящим наш футбол и гордящимся им, его историей и людьми, эту историю писавшими! Люди, чьи имена навсегда вошли в славную историю отечественного футбола, всеми нами по справедливости должны быть оценены. И ни в коем случае не забыты. Никем и никогда!
Валерий ВИНОКУРОВ
Обратная связь
Вы можете обратиться в РПЛ с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание). Также вы можете сообщить имеющиеся у вас сведения о "договорных" матчах.