В среду, 18 августа на тренировочной базе ФК «Анжи» состоялась встреча главного тренера команды Гаджи Гаджиева и защитника Оскарса Клявы с представителями СМИ.
Оскарс Клява:
О появлении в «Анжи»
- Мой агент помог мне узнать, что это за команда, затем мы с «Анжи» посмотрели друг на друга, и наше сотрудничество пошло дальше, мы подписали контракт на три года.
О латвийском футболе
- В последнее время футбол в Латвии переживает изменения, а уровень российского чемпионата неоспоримо выше. Бюджет латвийских клубов невысокий, около 2 миллионов лат, это примерно 4 миллиона долларов. Я ожидал, что попаду в сильный чемпионат, и мои ожидания оказались правдой. Игры здесь на уровне сборной.
О перспективах «Анжи»
- Мы можем чего-либо достичь только в том случае, если будем действовать все вместе, сообща. Если не будем выкладываться на все сто в каждом матче, если не будет высокой отвественности за каждый момент игры, у нас будут проблемы. Игра с ЦСКА показала, если мы не помогаем другу другу в каждом игровом эпизоде, почти нет вариантов выиграть такую игру. Потому что индивидуальное мастерство и класс соперника выше нашего.
О мотивации
- Мой клуб в Латвии был слабее «Анжи», несмотря на то, что он играет в Лиге Чемпионов и УЕФА. Мы успешно решали задачи выигрывать чемпионат и Кубок, быть лидерами Латвии. Здесь иные цели: первоначально мы боремся за сохранение места в Премьер-лиге. А мотивация у меня простая: хочу вырасти как игрок.
О России и Дагестане
- Не скажу, что Россия новая для меня страна, мы - соседи, в Латвии много русских и русскоговорящих. У меня нет проблем с языком, это уже плюс. К Дагестану я пока привыкаю. Был в городе, гулял, зашел в торговый центр, проехался на такси, поволновался (улыбается). Мне много всякого рассказывали про людей с кинжалами, но на базу я вернулся в целости-сохранности. Все хорошо, в общем. Со временем перевезу сюда семью.
Гаджи Гаджиев:
- Давать оценку игре с ЦСКА и легко, и сложно. Легко, потому что многие вещи очевидны – разница в классе, например. Сложно, потому что футбол – это такая игра, в которой, несмотря на разницу в классе, есть возможность противостоять сильному сопернику. К примеру, в Питере мы сыграли нормальный матч, и только благодаря ошибке нашего вратаря на последних минутах «Зенит» смог вырвать победу.
Помимо столь очевидных вещей, как превосходство в классе, есть еще и другие причины, которые сыграли, с моей точки зрения, значительную роль в том, что матч с ЦСКА сложился именно так. Это стремление футболистов сыграть в так называемый открытый футбол, принять вызов одного из лидеров российского чемпионата. Оно появилось у игроков после серии неплохих игр, после последней победы над «Амкаром». И все было бы ничего, если при этом неукоснительно выполняются требования профессионального футбола. Целый ряд этих функциональных обязанностей был выполнен футболистами не с такой высокой концентрацией, как требовалось.
Нельзя не отметить появление новых игроков в составе ЦСКА. Роль Вагнера, Тошича, Думбии неизмеримо высока. С возвращением Вагнера в игре армейцев появилась мощь, несмотря на свои небольшие габариты, он хорошо стоит на ногах, сохраняет мяч в любой сложной ситуации.
Тем не менее, все-таки подчеркну: мы должны были сыграть лучше и мы могли сыграть лучше. Этот матч, безусловно, должен нам помочь сделать кое-какие верные выводы, если мы здоровый, сильный коллектив. Я надеюсь на то, что у нас хватит духа, чтобы с достоинством пройти через это.
Предстоящий матч с «Аланией» для нас, возможно, даже более важный, чем матч с ЦСКА, в силу того, что мы играем с прямыми конкурентами. «Алания» в целом выглядела неплохо, играла достаточно агрессивно в последнем матче на выезде, потеряла очки, как и мы, и все это добавляет эмоций и остроты в значимость предстоящего матча и для «Алании», и для «Анжи».
Сколько-нибудь серьезных перестановок в составе не ожидается, хотя определенные выводы после игры тренерским штабом уже сделаны, и кое-какие коррективы будут внесены. В целом я доверяю тем футболистам, которые играли в последних матчах, считаю, что не стоит пороть горячку из-за одной неудачно сложившейся игры. Важно сохранять спокойствие и продолжать делать свое профессиональное дело.
- Вам не кажется, что в средней линии у Камиля Агаларова получается играть лучше, чем в защите, чему подтверждение – первый гол в наши ворота?
- Считаю, что и ту, и другую функцию Камиль в состоянии выполнять на уровне игрока Премьер-лиги. В среднюю линию мы ставили его, когда нам нужна была впереди агрессия и скорость. Сейчас он тоже бы сыграл в средней линии, если бы не ушел Квирквелия. Именно поэтому и в матче с «Амкаром», и с ЦСКА Агаларов выполнял функции левого защитника. Ему сподручней играть справа, но эта ситуация вынужденная, как и ситуация с Гаджибековым или с Цораевым, который играет второго форварда уже несколько матчей. Ошибки, которые совершают Камиль и другие футболисты, могут быть в большем или меньшем числе, но молодой игрок, только набирающийся опыта в Премьер-лиге, не застрахован от них. Многие именитые футболисты совершали не одну грубую ошибку, прежде чем стать большими мастерами.
- По сравнению с первыми играми «Анжи» стала более сплоченной командой. Кто ее лидер? Можно ли Цораева назвать таковым?
- Цораев, безусловно, вырос и раскрывает себя, как игрока Премьер-лиги хорошего класса. Но быть хорошим игроком и быть лидером – это большая разница. Мы знаем очень много ярких, талантливых футболистов, которые не являются лидерами своих команд. Возможно, со временем мы сможем увидеть у Цораева и лидерские качества. Лидер должен уметь вести за собой футболистов, быть более коммуникабельным. Цораев все-таки более закрыт. Основная причина связана с его скромностью и даже стеснительностью. Пока одним из лидеров «Анжи» можно считать Тагирбекова, нашего капитана. Лидерские задатки есть и у Агаларова, ему только надо играть стабильнее и набраться опыта. По отношению к игре, по духу, по боевитости выделяется Бакаев, но он, как и Цораев, замкнут.
- Во втором тайме «Анжи» выровняла игру. Что такого вы сказали своим подопечным в перерыве?
- Разговор был жесткий и требовательный. В подобной ситуации очень важен психологический аспект. Ведь можно опустить руки и пропустить еще четыре мяча, а можно выйти на поле с мыслью, озвученной Николаем Петровичем Старостиным – потеряно все, кроме чести. В любом случае профессиональный футболист должен стараться выполнять свое профессиональное дело на сто процентов. Получится это у него или нет – это второй вопрос.
- 16 августа «Спорт-Экспресс» опубликовал достаточно резкий материал о матче ЦСКА с «Анжи». Прокомментируете?
- Считаю, что для нас самое главное сейчас – это развиваться профессионально как клуб, расти футболистам и команде, а подобные заказные пасквили были, есть и будут. Понятно, что мы должны вести постоянную работу с болельщиками, и не только мы – все другие клубы тоже. Неизвестно, что является большим злом – камни, летевшие в автобус ЦСКА в Махачкале (и, кстати, в наш автобус тоже), или тот баннер, который был вывешен в адрес уважаемого Льва Ивановича Яшина. Или, например, горящие сиденья на трибунах. Не могу сказать, что болельщики больших клубов – стопроцентно управляемая аудитория. А реагировать на подобные заявления сколько-нибудь серьезно, думаю, нет смысла. Если бы оно исходило от Гинера или кого-нибудь из руководителей российского футбола – другое дело.
- Вы сказали, что нынешняя «Анжи» способна пройти оставшуюся часть чемпионата без провальных игр. Матч с ЦСКА опроверг ваши слова. Хотелось бы знать, кто больше виноват в этом «сюрпризе».
- С одной стороны, похвально стремление ребят попытаться сыграть уверенно с лидером. Если вспомнить ту же встречу в «Зенитом», гораздо большую часть времени мы провели на своей половине поля. В игре с армейцами нам правильнее было бы закрыться и сыграть так, как мы сыграли в Питере. Здесь, возможно, мне надо было более жестко требовать от футболистов выполнения оборонительных функций. Но я не стал сдерживать игроков, что, казалось, должен был сделать с первых минут матча, дал им возможность почувствовать себя на равных с сильным соперником. Но мы еще не в состоянии играть сбалансированно и в обороне, и в атаке, если соперник выше классом. Если вспомнить матч с «Рубином», то в Казани мы сыграли на порядок хуже, но зато вничью.
- Вы заменили в перерыве центрального защитника Пековича, хотя казалось, что наши проблемы скорее на флангах.
- Пекович сыграл плохо – это факт. Сегодня говорить о том, кто провел матч хуже – Пекович или два крайних защитника – нет смысла. Плохо сыграли все, замечания есть и к Шукурову, и к Агаларову, и к Тагирбекову имеются претензии серьерзные. В частности, по такому пункту, который мы с вами здесь не обсуждали, но сыгравшему немаловажную роль в матче. Мелочей в подготовке футболистов нет, и как театр начинается с вешалки, у нас он начинается с бутс. И то, что скользили по полю Тагирбеков, Кебе, Бакаев и другие – это их персональная проблема, можно сказать, их халатность. Бутсы были подобраны неправильно. Как это может быть возможным в матче такого уровня? Даже в Первой лиге подобное явление трудно себе представить. В запасе были два центральных защитника – Клява и Хизанейшвили, и надо было, чтобы хотя бы один из них сыграл, начал адаптироваться к игре в основе «Анжи». Заменить крайних защитников нам, откровенно говоря, было некем. Мы могли поставить Гаджибекова на позицию крайнего защитника, но его сыграл Стрельцов, Шукуров заметно уступал в скорости Тошичу, и нам нужен был более быстрый футболист. В целом со своими обязанностями на «тройку» он справился. Но в ситуации с первым голом он должен был подстраховать Агаларова, а не идти самоуверенно, ожидая, что Камиль этот эпизод выиграет, и мы начнем контратаку.
- Мог ли выручить Абаев, когда нам забивали третий гол?
- Мяч был направлен издалека, поймать его было непросто в силу того, что он отскочил от земли, но, думаю, что этот мяч нельзя отнести к разряду неберущихся. Можно сказать, что вратарь не выручил.
- Второй гол полностью на совести Шукурова?
- Махир проиграл единоборство вчистую, хотя мог проиграть его и продолжать навязывать сопернику борьбу. Соперник оказался сильнее. Шукуров допустил грубую ошибку, сыграв по движению тела, хотя должен был играть по мячу. Он поверил движениям Тошича, свалился в центр, и Тошич ушел на фланг. Затем последовавшая цепочка ошибок привела к тому, что неприкрытым остался Вагнер. Позиции неправильно занимали Бакаев, Кебе и Агаларов. Если бы они сыграли по эпизоду правильно, то игроки ЦСКА не были бы свободны.
До игры к нам в гостиницу приехал Берти Фогтс, главный тренер сборной Азербайджана, обсудить игру Махира Шукурова. Фогтс считает, что Шукуров гораздо сильнее выглядит на позиции правого хава. Я ответил, что, когда перевел Шукурова в полузащиту, он на меня обиделся, сказал, что его основная позиция – это позиция крайнего защитника. Махир в полузащите очень хорош своими подачами, они действительно неординарные. Мы с этих подач забили несколько голов. Удар в сторону ворот у него также сложный для вратарей. Мне предстоит пообщаться с Шукуровым, может, действительно его лучше использовать в полузащите, но при этом важно, чтобы он стал играть более разнообразно, креативно.
- В составе «Анжи» два равноценных вратаря, и болельщики уже привыкли к их обоснованной ротации. Если судить по первому тайму с ЦСКА, Абаев дал повод себя заменить. Но вторая половина встречи показала, что эти четыре пропущенных гола его не сломили. Выйдет ли он на игру с «Аланией»?
- Решение о том, кто сыграет во Владикавказе, еще не принято. Впереди еще серия тренировок, которые и подскажут, как нам поступить. Я доверяю и Абаеву, и Ревишвили. В выборе вратаря на игру определяющими являются два фактора. Первый – это спортивный фактор, с которым нет проблем, Илья и Нукри примерно одного уровня. А второй фактор связан с желанием сохранить в «Анжи» обоих вратарей, и мы должны давать шансы обоим. Никто не должен чувствовать себя в этой ситуации обиженным или недооцененным. Футболисты очень тонко чувствуют субъективизм, несправедливость.
- Стрелков пропустил игру с ЦСКА из-за травмы. Каковы шансы увидеть его в матче во Владикавказе?
- Игорь пока не готовится к игре. Он прошел обследование в Москве, которое показало, что признаки растяжения мышцы еще сохраняются.
Обратная связь
Вы можете обратиться в РПЛ с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание). Также вы можете сообщить имеющиеся у вас сведения о "договорных" матчах.