26 сентября в Лиге чемпионов в Москве «Спартак» принимал английский «Ливерпуль». На тот матч в столицу России приехал фанат «Ливерпуля» Таге Херстад. В столице его встретил болельщик красно-белых Никита Курятников, а 6 декабря Никита вместе со «Спартаком» приехал с ответным визитом в Англию. О встрече новых друзей – вторая часть специального проекта welcome2018.com «Болельщик по обмену».
Поездку в Великобританию Никита начал за несколько дней до встречи «Спартака» и «Ливерпуля» в Лондоне, где он остановился у друга Николая. «Я уже бывал в Англии раз пять, наверное, – говорит Никита. – Еще в 1997 году приезжал по школьному обмену». Поэтому в Британии спартаковец быстро адаптировался, к тому же Никита с Николаем прибыли в Ливерпуль транзитом через Манчестер, где накануне на стадионе «Олд Траффорд» играл московский ЦСКА.
Сразу с поезда Никита, не заходя в отель, отправился на набережную реки Мерси, где ему назначил встречу Таге. Здесь оказалось уже довольно много болельщиков «Спартака»: на набережной кто-то развлекался на аттракционах, кто-то обедал в ресторанчиках, но большинство фотографировалось у памятника The Beatles. Легендарную ливерпульскую четверку успели нарядить в спартаковские «розы».
К встрече с Таге Никита подготовил сюрприз – мешок с атрибутикой «Спартака», которую ливерпулец забыл во время визита в Москву, рассказывает специальный проект Welcome2018.
Сразу после встречи друзья сели на знаменитый ливерпульский паром, где без остановки играет песня, посвященная жертвам трагедии на стадионе «Хиллсборо», и отправились на прогулку по реке. Пока Таге рассказывал о городе, Никита поедал классическое местное блюдо «Скаузи» – густой мясной суп с картошкой. «Так вот почему вас скаузерами называют», – озвучил догадку москвич. «Не только поэтому: скаузи – это еще и название нашего диалекта», – пояснил Таге. Сам же он предпочел перекусить китайскими пельменями шу май.
«Мне нравится Ливерпуль больше, чем Манчестер и Лондон, – сказал Никита. – Здесь классное смешение стилей архитектуры: там современный небоскреб, тут почерневшая колокольня, там вообще постройка неопределенного периода. Мне нравится микс эпох. Я бы пожил в Ливерпуле какое-то время. Не знаю, как тут на деле живется людям, но мне здесь очень приятно».
После трапезы пошел знаменитый британский дождь. «Ну что ж, тогда у тебя будет больше времени научиться играть в шаффлборд. Насколько мне известно, в России эту игру плохо знают», – сказал Таге и повел Никиту в бар на Мэттьюс-стрит, популярной среди туристов. «Это как настольный керлинг», – поделился впечатлениями от забавы Никита. В баре также обнаружилось большое количество фанатов «Спартака», чего Таге не смог оставить без внимания: «Многовато вас приехало». Дождь все не кончался, а потому друзья решили отменить прогулку по городу и отправились в гости к Таге.
Будучи настоящим фанатом «Ливерпуля», Таге поселился буквально в 40 м от стадиона «Энфилд». Там Никиту ждал сюрприз. На третьем этаже своего дома Таге построил ни много ни мало собственный бар. Стойка очень гармонично вписалась в интерьер, но для русского глаза выглядела совершенно непривычно: диван, компьютер, шкаф и барная стойка со всем необходимым арсеналом. Помещение хозяин обклеил газетами со статьями и фотографиями разных лет, посвященными победам «Ливерпуля». На стенах и на потолке он развесил раритетные футболки игроков. «Вот в этой кофте Стивен Джеррард впервые вышел на поле в основном составе, – хвастался Таге. – Вот это футболка моего любимого игрока Кенни Далглиша. А это, – указал он на внушительную композицию, – тренировочный костюм Билла Шенкли, легендарного тренера «Ливерпуля», в честь него я назвал сына Вильямом» (Билл – уменьшительная форма от имени Вильям). «Да у тебя тут как в музее! Должно быть, много денег угрохал на эти артефакты?», – спросил Никита. «Да, иногда за любовь к клубу приходится платить», – улыбнулся Таге.
В этот момент в баре как раз появился 10-летний Вильям. Добрый отец Таге снисходительно разрешил гостю подарить сыну спартаковскую кепку. «Слушай, а что будет, если твой сын вдруг будет болеть за «Эвертон»? – спросил Никита. «Такого никогда не будет, – отрезал Таге. – Он же мой сын. Еще у меня есть дочь Тиа, ее имя – это аббревиатура: This is Anfield».
«Класс, – позавидовал Никита. – У меня скоро будет сын, и я бы очень хотел назвать его Спартаком, а потом поменять фамилию на Московский. Но жена пока не разрешает». В домашнем баре Таге угостил гостя редкими марками пива, один сорт которого почему-то назывался «Брежнев». «Наверное, потому что на бровях после него», – решили приятели. «Такую бутылку очень сложно найти, в барах за нее просят 12 фунтов», – рассказал хозяин.
Перед матчем Таге повел гостей в бар, расположенный рядом со стадионом. «В этом баре перед футболом собираются самые отчаянные фанаты «Ливерпуля», – хвалился Таге. Однако любопытные спартаковские болельщики уже проникли и сюда – русская речь в баре не преобладала, но отчетливо слышалась. При этом «спартачи» вели себя по-британски сдержанно. Местная публика с интересом общалась с приезжими, скептически улыбаясь прогнозам: «"Спартак" победит».
Скептически улыбнулась в тот вечер и фортуна. Красно-белые проиграли 0:7, что стало крупнейшим поражением в истории «Спартака». Ничего не оставалось, кроме как снова отправиться в бар к Таге, где уже собралось довольно много местных. «У меня здесь всегда много гостей после футбола, – рассказал Таге. – Однажды здесь собралось больше полусотни человек. Иногда даже заходят представители клуба и известные в прошлом игроки, вот тут они оставляют автографы, – указал он на стенку позади бара. – Если когда-нибудь я перееду, придется часть стены забрать с собой». Как будто в подтверждение слов Таге, по лестнице поднялся Брюс Гроббелар – один из величайших вратарей в истории «Ливерпуля», который защищал ворота мерсисайдцев с 1980 по 1994 год. «А ведь вы играли против «Спартака» в 1992 году», – воскликнул Никита. «Да, и пропустил только четыре, а не семь», – отшутился экс-голкипер.
На прощание друзья подняли по бокалу специально припасенного «рождественского пива». «Ты ведь знаешь, что мы сегодня потерпели самое крупное поражение в истории?» – спросил Никита. «Да, мне рассказали, – ответил Таге. – Но ты не переживай, это пройдет. Останутся теплые воспоминания о сегодняшнем дне, по-моему, мы здорово провели время».
«Было очень круто у тебя в гостях. Как сказали в одном фильме, это начало прекрасной дружбы, – сказал Никита. – И все это благодаря футболу». «Ну а как иначе, – подхватил Таге. – Футбол реально объединяет, а я всегда говорил, что со всеми моими друзьями я познакомился на футболе».
Обратная связь
Вы можете обратиться в РПЛ с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание). Также вы можете сообщить имеющиеся у вас сведения о "договорных" матчах.