07.06.2017

20170607

Радик Шаймиев: «Нужно сплотить всех и настроить на победу»

Версия для печати

Новый президент «Рубина» Радик Шаймиев в первом большом интервью на своём посту рассказал «Реальному Времени» о том, как будет развиваться казанский клуб.

— Радик Минтимерович, давайте начнем с вашего личного отношения к футболу. Писали, что вы очень любите эту игру и сами не прочь погонять мяч?
— В этом смысле моя история похожа на историю многих мальчишек — в детстве играл неплохо. Сначала, как и все, всем двором гоняли мяч до ночи. В общем, это было наше общее «эсэсэсэровское» детство, в котором мы все были футболистами. Я, конечно, любил футбол, но больше был занят другими вещами — учебой, саморазвитием.

— Знаю, вы стали чемпионом Европы по автокроссу.
— Да, и это далось непросто, есть что вспомнить.

— Хорошо, тогда вопрос от спортивной редакции «Реального времени»: какой футбол вы сами предпочитаете: атакующий или от обороны?
— Давайте сразу договоримся. Стратегически, я в этом уверен, развивать футбол как искусство должен в первую очередь главный тренер. Я, конечно, должен тоже принимать в этом участие. Но моя главная задача как президента клуба — это та самая философия семьи и тепла, которую я хочу привить в футбольном клубе. Нужно в первую очередь сплотить всех, настроить на победу, тогда и результат будет.

— Радик Минтимерович, не можем не задать самый актуальный и для некоторых главный вопрос на сегодняшний день — принято ли решение о назначении главного тренера «Рубина»?
— Это главный вопрос? Главный вопрос — это то, что ТАИФ взял в управление футбольный клуб (улыбается).

— Дальше будут вопросы и про стратегию, но начать хотелось бы с самого обсуждаемого и ожидаемого назначения Курбана Бекиевича Бердыева главным тренером.
— Согласен. Скажу так: предварительно с ним были проведены переговоры. На встрече с Курбаном Бекиевичем мы нашли общие точки соприкосновения. Его намерение вернуться в Казань совпало с нашим видением.

— Значит, он возвращается?
— На сегодняшний день невозможно говорить, что он вернется, потому что на данный момент у нас не расторгнут договор с испанским тренером Хавьером Грасией. Я надеюсь, что это произойдет в ближайший срок. Мы ждем его решения.

— То есть вы не будете принимать участие в этом разговоре?
— Нет, от ТАИФа будет кто-то, но я думаю, что это вопрос и договоренности прежнего руководства.

— А с Курбаном Бекиевичем на какой срок вы планируете заключать контракт, и оговаривались ли уже условия?
— Условия контракта пока не оговаривали. В таких вопросах, я считаю, самое главное — найти человеческое понимание. Для меня в жизни большое значение имеет джентльменский договор: честь и совесть всегда должны присутствовать. Он высказал свое согласие — для меня этого достаточно. А все нюансы мы обсудим потом, внутренне я уже готов к тому, что он придет.

— Выдвигал ли он какие-то свои условия? В частности, всем известно, что Курбан Бердыев мечтает о создании своей футбольной школы.
— Не условия, а пожелания. В этом наше видение совпало.

«Мы должны с мэрией продолжить совместную работу»

— У меня есть вопрос как раз по оптимизации расходов. В день того самого исторического уже теперь Попечительского совета Альберт Кашафович Шигабутдинов прокомментировал нашей газете, что в планах есть сокращение расходов на содержание клуба. Уже известно, что будет оптимизировано в первую очередь?
— Я за то, чтобы мы спокойно это решили, пока взяли паузу, хочу обсудить это с руководством. Да оптимизировать будем. Расходы необоснованно высокие, как мы считаем, поэтому мы в управление и зашли. Будем вести к тому, чтобы сделать их соответствующими. Сегодняшние объемы финансирования и сегодняшнее положение «Рубина» — это без комментариев. И партнерское финансирование будем привлекать — сейчас выстраиваем планы.

— Наверное, одна из основных статей расходов — это игроки. Учитывая ваши планы по подготовке своих кадров и планы по оптимизации расходов, наверное, будете менять политику привлечения игроков в следующем сезоне? И что вы планируете делать с теми игроками, которых уже пригласил в состав Грасия?
— Контракты подписаны на четыре года, прошло года полтора, но три года все равно тащить нам это все. Мы говорим о том, что будем менять вектор финансирования, оптимизировать будем. Кому-то, безусловно, это может не понравиться, и мы ждем предложений от игроков. Они имеют право расторгнуть контракты сами. Но в любом случае прерогативу я отдал бы тренеру — ему работать с этим коллективом, ему выбирать. С моей точки зрения, всех убирать нельзя, есть талантливые игроки. Вопрос в тренере, который, возможно, неправильно расставил приоритеты. Все игроки по-своему талантливы.

— А была ли уже реакция действующих игроков на новости о возможной смене тренера?
— В данный момент они сейчас в отпуске. Прилетают 9-го, проходят медкомиссию и улетают 10-го на сборы. Поэтому 9 июня, наверное, будет назван уже список.

— Вопрос по новой форме управления. Вы планируете перевести клуб из МАУ в акционерное общество в ближайшее время?
— Да, это тоже обсуждается, сейчас вопрос только в привлечении партнеров. На мой взгляд, у «Рубина» есть история, и она связана с Казанью и ее жителями. Мы считаем обязательным участие города в этом акционерном обществе. История футбольного клуба «Рубин» с 1958 года — это история казанского футбола, это казанский клуб. Когда-то он назывался «Искра» и начинался с команды авиационного завода имени Горбунова. Моя личная точка зрения, мы должны с мэрией продолжить совместную работу! Посмотрите, на бренде «Рубина» стоит «Казань» и 1958 год. Кто историю свою не знает, тот, извините, и будущего не будет иметь.

— В какие сроки вы планируете провести эти изменения?
— В ближайшее время.

— Не могу не спросить: город все-таки будет принимать управленческие решения в этом статусе?
— Мы в хороших отношениях с Ильсуром Раисовичем, он с удовольствием будет принимать участие в обсуждениях. Но он говорит, что ваше стопроцентное финансирование морально не позволяет мне указывать.
Одно могу сказать, Ильсур Раисович — талантливая личность, очень креативный, к нему всегда надо прислушиваться. Если он делится своими идеями, я всегда этому только рад.

«Будем строить базу мирового уровня с нуля»

— Вы уже сказали, что не будете подменять функции главного тренера, но все же хочется узнать ваше мнение: есть ли смысл делать ставку на легионеров или лучше готовить своих игроков?
— Президент Российской Федерации Владимир Путин говорит, что нужно поднимать свой, российский футбол. Я не считаю, что мы легионеров должны полностью исключить в данный момент, но заниматься детским и юношеским футболом мы обязаны. Это часть моей стратегии, моего видения.

— В свое время я брал интервью у Курбана Бекиевича Бердыева, он мне тогда рассказал, что его главная мечта — создать в Казани детско-юношескую академию футбола, которая будет способна готовить классных футболистов мирового уровня. По его замыслу, они должны были жить и профессионально расти рядом с мастерами, перенимая их бесценный опыт. Но для такой академии нужно, безусловно, создавать условия. Вы уже познакомились с базой «Рубина», оценили условия жизни спортсменов?
— Одна из моих главных задач как президента клуба — строительство новой базы «Рубина». Будем строить базу мирового уровня с нуля на новом месте, недалеко от Казани. С нынешней базой «Рубина» я познакомился на прошлой неделе. Я не люблю, когда меня встречают, заводят в кабинет президента клуба и рассказывают байки. Мы с генеральным директором клуба Рустемом Хамитовичем Саяховым прошли пешком всю территорию, посмотрели все изнутри и последнее помещение, в которое я зашел на этой базе, — это был кабинет президента клуба.

— И каковы ваши впечатления от увиденного?
— Если на все это смотреть изнутри, там много проблем, но их можно и нужно решать. Моя идеология такая: я люблю, чтобы все было по-семейному. Главная задача — создать коллективный дух. Меня еще в армии учили, что завоевывать победы можно, только обладая коллективным духом. В армии, если один сачкует, то отжимаются все!
Мы по базе «Рубина» четыре часа ходили. Я познакомился с дворниками, поварами, залез в щитовую, бойлерную, осмотрел тепловые узлы. Это необходимо, чтобы не питать иллюзий.

«Новая база — новая идеология»

— Новая стратегия, даже новая философия клуба — очень трудную вы поставили перед собой задачу.
— Безусловно, первый год будет сложно. Работы много, оптимизировать многие вещи нужно. Но я не буду торопиться с выводами. Чтобы построить новую современную базу футбольного клуба, нужно изучить мировой и российский опыт.

— Кто будет финансировать строительство этой базы, уже известно?
— ТАИФ, а «Рубин» будет в дальнейшем управлять. Рустам Нургалиевич, спасибо ему, обещал помочь с решением организационных вопросов, выделением земли, я просил недалеко от Казани, в районе аэропорта. Хотелось бы уже сейчас это все начать, не тянуть. Как говорится, куй железо пока горячо. Если нам помогут в приобретении земли по инвестпрограмме, я был бы благодарен. Это снизит и наши расходы тоже.

— База будет на балансе «Рубина»?
— Рассмотрим варианты позже.

— Планы амбициозные, есть ли кроме плана действий план ожидаемых результатов?
— Если браться, надо браться по-настоящему, по совести, я бы так сказал. Сегодня я не хочу давать никому оценок. Есть высказывание у Максима Аверина «О любви» и там есть мысль: «Что копаться в прошлом — его не изменить, что смотреть в будущее — оно призрачно. Давайте жить здесь и сейчас». Поэтому оценивать, что было — я не буду, планы строить… Я рассказал, что мне хотелось бы сделать. Говорить о каких-то победах… Безусловно, в спорт мы идем, чтобы побеждать, другого не дано. Когда я шлем гонщика надевал, мне некоторые говорили: возраст уже — для себя прокатись. Я понимал, если ты спортсмен, у тебя одна задача — быть первым! Я никогда не забуду то ощущение, когда ты стоишь на пьедестале и играет гимн Советского Союза. А это 2003 год! Они тогда постоянно путали наши гимны. Но я со слезами на глазах стоял и гордился. Конечно, нужно побеждать! Не все так просто. Какой получится результат, посмотрим в конце сезона. Ничего не буду обещать.

«С 1 июня я не автогонщик, на крючочек повесил свой шлем»

— Как вы воспринимаете этот поворот в вашей жизни? Это новый вызов?
— Могу признать, не то чтобы с большим сожалением, но грусть у меня такая — хорошая грусть. Потому что сказал, что если я начну что-то делать, то обязательно перестану участвовать в гонках. Надо что-то одно хорошо делать. Поэтому с 1 июня я не автогонщик, на крючочек повесил свой легендарный шлем, в котором побеждал на многих соревнованиях. Костюм обязательно оставлю для легкой ностальгии — она должна быть. А вызов? Да, наверное. Еще с того времени, как я служил на флоте, мною движет девиз морпехов: «Там, где мы — там победа!» Да и любой человек, если он спортсмен в душе, должен видеть перед собой новые вершины и стремиться их достигать. Как у Высоцкого: «И только немного завидуешь тем, другим — у которых вершины еще впереди…»

— Говорят, вам уже несколько лет назад предлагали возглавить «Рубин»?
— Было предложение два года назад от президента республики Рустама Минниханова, чтобы мы его взяли. Тогда я все взвесил и сказал, что спонтанно ничего в этой жизни не делаю, дайте мне два года, я должен спокойно, взвешенно обдумать и сначала, как командующий, набрать войска. Я сказал, что через два года обязательно дам ответ. Он сказал: «Хорошо». Два года прошло — и ситуация созрела. Честь имеем, называется, сказал — значит, сделай. Пришел и сказал — я готов, только есть несколько пожеланий. Озвучил, и он пошел на встречу. Так это случилось.

— Для вас спорт — это про бизнес? Как вы считаете, в современных российских условиях футбольный клуб может существовать как бизнес-модель?
— Конечно, очень хотелось бы, но реальность такова. Надо понимать, мы эти деньги не тратим впустую. Это наше наследие, это наша сила во благо, это то, что мы делаем для республики, имиджевые вещи надо возглавлять. В ситуации с «Рубином» в стороне остаться мы уже не смогли. Так получилось, что у семи нянек дитя было без глазу, поэтому пришлось взяться самим. Полной бизнес-модели, конечно, не будет. Да, если мы сможем чуть-чуть подойти к рентабельности было бы классно. Но в наших условиях я пока этого не вижу, только если что-то изменится, появятся новые возможности, тогда посмотрим. А пока нет. Поэтому я не буду это как чистый бизнес рассматривать, это хороший задел на будущее. Пока так.

— Но вы же фактически свои деньги будете тратить?
— А что значит свои?

— Я имел в виду — это деньги акционеров, которые можно было бы потратить и на другие цели.
— А сколько человеку надо? Ведь много не надо. Все наши акционеры понимают, что это необходимо для дальнейшего развития ТАИФа и в целом для республики. Не хочу дальше раскрывать эту тему, но футбол — это нужная вещь, он объединяет миллионы болельщиков по всей планете, он объединяет страны и континенты. Ты говоришь, свои деньги… Но не все можно измерить деньгами. Великий полководец Александр Македонский, когда умирал, сказал своим людям: у меня одна просьба — поверните мои ладони кверху. Положите меня таким образом, чтобы все видели, что мои ладони пустые, что я с собой ничего не взял.
Болельщики — вот где настоящий дух

— Вернемся к футболу. У «Рубина» есть преданные болельщики, фанаты, которые не бросают команду в самые трудные времена, с ними тоже будете выстраивать работу?
— Это уникальные люди. Я на них смотрю — настоящие бойцы. Реально борются вместе с командой, болеют, ездят, живут футболом. Вот где дух настоящий! Будем с ними обязательно сотрудничать и взаимодействовать.

— Радик Минтимерович, я в ваших ответах чувствую огромное желание добиться результата. А не случится такое, что в перерывах футбольного матча вы будете заходить в раздевалку и давать советы — кого поменять, как играть! Скажем честно, это же не редкость в нашем спорте, когда владелец команды вмешивается и пытается учить тренера как вести игру.
— У меня глубочайшее убеждение, что каждый в этом мире должен заниматься своим делом. Как только я побегу в раздевалку схему игры менять, игроков расставлять — конец всему будет. Этим должен заниматься только человек, который этим живет, который досконально знает, что делать. На то он и тренер. Это талантливые люди, с особым даром.

 Известно, что Курбан Бердыев долгое время работал в одной команде с Рустемом Саймановым. Есть ли планы по его привлечению к работе в «Рубине»?
— Была просьба Курбана Бекиевича о Сайманове Рустеме Фидаевиче как о спортивном директоре. Я не против. Рустем в этом смысле — спортивный директор от бога. Об этом человеке я много слышал от футбольных специалистов, я с ним познакомился, когда он работал в «Рубине», и мы недавно снова встретились. Я сказал о своих планах. А он мне: «Радик, зачем тебе это нужно, можно я в стороне останусь, ты же знаешь мое прошлое». Он меня задел этим. Я ему ответил: «Рустем, у тебя есть супруга, дети и внуки. И моя просьба заключается в том, чтобы ты дал им возможность гордиться тобой. Воспользуйся этим шансом. Начни с нового листа. И я хочу, чтобы вы с Бекиевичем чемпионами стали. Чтобы твои дочки и внучки, и особенно твоя супруга, гордились тобой как победителем. Что может быть лучше?»

— Знаю, что он еще специалист хороший.
— Если в истории Рубина они в связке вдвоем с Бекиевичем два раза стали чемпионами, какие еще нужны доказательства? Я знаю, что они делали это когда-то и сейчас смогут, я в это верю.

— А вы не боитесь, что «дружественная» пресса будет бесконечно жевать эту тему — футбол, криминал и так далее.
— Я знаю, и не боюсь этого. Еще раз повторю, хочу, чтобы его семья, его дети и внуки гордились им. Должно быть так. Пусть пишут. Но человек получил наказание, он вышел, он имеет право на нормальную жизнь и любимую работу. Это ключевая вещь для меня. Я понимаю, что беру на себя этот удар. Я с ним один раз поговорил и увидел — дух в человеке есть. Для меня это очень важно.

— «Рубин» для ТАИФа, безусловно, тяжелая ноша, огромные расходы даже для такой мощной и успешной компании. Многие все равно не понимают, зачем это все ТАИФу нужно?
— Это, конечно, тяжелая ноша! Это даже не ноша, а социальный вопрос. Не хочу слишком политизировать, но футбольный клуб «Рубин» — это наше общее достояние, достояние республики, часть командного духа Татарстана, привыкшего побеждать. Поэтому я сказал: «Ребята, давайте наш девиз «Сила во благо» реализуем и в этом направлении». Задача не из легких, по большому счету все это уже есть! ТАИФ уже делает прекрасные, великие дела, это связано с развитием производств, со многими социальными проектами на благо жителей республики. И в футболе мы уже не можем опускаться ниже заданной планки. И впустую тратить деньги не хотим. Если взялись, то нужно сделать хорошо. Как у Сухомлинского: «Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное, побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше молча трудись во имя ее блага и могущества».

— Хорошо сказано.
— В любом деле это должно быть основой. И в этом деле будет закладываться патриотизм. Поэтому надо меньше обещать, больше делать. Чтобы всегда с гордостью и достоинством можно было сказать: да были, да сделали. Пойдем дальше.

P.S. Когда смотрел 3 июня финал Лиги чемпионов «Реал-Мадрид» — «Ювентус», показывали игроков до выхода на поле, и в это время стоял гул трибун. Это такая мощь! Такая невероятная вибрация, энергия. Мне это так близко. Я спросил свою супругу: «Что это тебе напоминает?» Она ответила: «Это же фильм «Гладиатор», момент перед выходом на бой в Колизее». Да, это был именно тот момент — момент истины! Тысячи людей, которым нужны зрелища, — и ты перед боем. Мы будем побеждать!


Медиа:


Последние новости:

news

15.11.2024

«Пари НН» расстался с Дмитрием Тихим

За нижегородскую команду защитник провёл 22 игры в Мир РПЛ

news

10.11.2024

«Спартак» объявил об уходе Томаша Амарала по соглашению сторон

Португальский специалист работал спортивным директором клуба с конца 2023 года

Обратная связь

Вы можете обратиться в РПЛ с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание). Также вы можете сообщить имеющиеся у вас сведения о "договорных" матчах.

Отправить

Обратная связь

Вы можете обратиться в компанию Sportradar с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание).

Отправить