Тренер ФК «Амкар» рассказал о «школе Муслимыча», уникальности клуба и собственных планах на будущее:
- Со стороны кажется, что участие в двусторонках вам до сих ор просто в кайф. Нет такого, что вы сейчас получаете больше удовольствия от футбола, чем тогда, когда завершали карьеру игрока?
- Вы правы. Получаю удовольствие, завожусь по-хорошему.
- Во время матчей завестись и что-то крикнуть игрокам вы имеете право? Или со скамейки должен звучать только один голос?
- Имею, конечно.
- Гаджи Муслимович не раз признавался в интервью, что старается не спешить с принятием решений, например, по заменам. Вы его часто торопите с этим?
- Нет, ведь замена – действительно сложный момент. Не всегда быстро получается, согласен. Но все зависит от конкретной ситуации. Иногда бывает все ясно: футболист не вошел в игру или устал - и его надо убирать. Но чаще всего выходит по-другому: вроде все справляются, но игру надо усилить – или в обороне или в атаке. Тут бывает, что у нас мнения не совпадают, уходит время. Часто возникают нестандартные ситуации.
- Например?
- Да взять хотя бы игру в Питере. Когда мы пропустили первый гол, Муслимыч решил, что надо укреплять среднюю линию. Но вместо кого из форвардов лучше было выпустить лишнего центрального полузащитника, если Анене и Бодул играли примерно на одном уровне? И вот пока принимали это решение, пропустили второй гол.
- А если у вас есть предложение, которое вам кажется правильным, но оно отвергается – вы повторите свою мысль во второй раз?
- Навязывать свою точку зрения я не буду, но постараюсь, чтобы меня услышали. Собственно говоря, Муслимыч именно этого всегда от своих помощников и ждет.
- Вы играли на более высоком уровне, чем большинство футболистов «Амкара». Они признают ваш авторитет?
- У меня со всеми нормальные отношения, со многими я же еще и играл. Что касается тренировок, то тут все просто – «игрок – тренер». А в жизни мы всегда можем поговорить по-приятельски, тут проблем нет.
- Вас коробит, когда игрок не способен сделать на поле что-то, кажущееся вам простым? Или когда он не понимает каких-то очевидных вещей?
- У тренера должно быть терпение. К тому же на многие вещи я смотрю с позиции футболиста и имею представление о причинах той или иной ошибки. В игре, конечно, сложнее себя контролировать, там ты можешь что-то подумать негативное. Но это никуда не выходит. Главное – помочь человеку не повторять своих ошибок, сделать так, чтобы он задумался над тем, как их исправить. В раздевалке – да, тренер может говорить на повышенных тонах, и это нормально. Но чаще всего надо стараться быть деликатным. Если что-то идет не так – наоборот, лучше взбодрить, поддержать, а не распекать.
- У «Амкара» - репутация клуба, в котором молодежь заметно прибавляет в мастерстве...
- Так и есть. Многие агенты готовы отдавать своих подопечных в «Амкар» именно потому, что знают: у Муслимыча ребята будут расти.
- Вы много работаете с футболистами индивидуально?
- Это в большей степени происходит во время сборов, там для такой работы проще найти время. В ходе чемпионата ты больше занят командными действиями и подготовкой к конкретным играм. Но индивидуальная работа тоже есть – игроки остаются после тренировок и выполняют те упражнения, которые нужны каждому из них.
- В каком возрасте, по-вашему, можно прибавлять?
- Да в любом! Правильно говорят, что нет предела совершенству. Только надо сознательно подходить к этому процессу, иметь желание. А от тренеров зависит, чтобы был интересным тренировочный процесс, который поможет каждому раскрыться. Микроклимат создать...
- Заметно, что в «Амкаре» на редкость добрая и позитивная обстановка. Но в то же время есть ведь и тренеры, которые уверены в том, что правильнее держать людей в постоянном напряжении, некоторые даже специально конфликты в коллективе создают. Вы с таким сталкивались?
- К счастью, почти никогда. Разве что в «Сатурне», когда Муслимыча заменил Галямин. Он тогда меня и еще пару игроков просто взял и убрал из состава, ничего не объясняя. Но он был «и. о.», все ждали нового тренера, так что я к этому спокойно отнесся.
- Когда «Амкар» во время сборов просматривает новичков, как принимается решение по каждой из кандидатур?
- У Муслимыча взгляд настолько наметанный, что он практически не ошибается.
- А на какие детали он обращает внимание?
- Да так просто и не скажешь. Человек приезжает в новую команду – иногда он закрепощен, иногда ему что-то мешает раскрыться. А Муслимыч видит не только то, что этот футболист представляет из себя сейчас, но и то, как он может заиграть потом. Есть, конечно, такое понятие, как интуиция, но тут, мне кажется, другое – у него всегда есть аргументы, которыми он обосновывает свои решения.
- А когда вас брали в «Крылья», вы сильно выделялись?
- О, тогда у меня все удачно получилось! У «Крыльев» была товарищеская игра с «Ладой». И я в ней гол забил, пенальти заработал, голевую отдал – короче, все, что можно было, сделал, чтобы меня заметили.
- Тогда в «Крыльях» на просмотре было очень много футболистов, и Тарханов оставил только тех, кто потом и заиграл.
- Это точно. Дениса Ковбу, например, взяли. Мы с ним сразу сдружились, но в игре я его тогда, честно говоря, особо не заметил. А он потом больше десяти лет в «Крыльях» на очень высоком уровне отыграл.
- У вас получилось уж если не идеальное, то, во всяком случае, удачное начало тренерской карьеры. Каким бы вы хотели видеть ее развитие?
- Главное – учиться и набираться опыта. Учиться давать результат, развивать игроков, выстраивать отношения в коллективе, общаться с болельщиками... Тренер – это же очень сложная работа.
- Что будет для вас теперь шагом вперед? Стать главным тренером молодежного состава? Возглавить команду ФНЛ?
- Честно говоря, пока мне просто нравится заниматься тем, чем я сейчас занимаюсь. Несколько лет тому назад я попал на обучение в группу, в которой были собраны бывшие футболисты... Ее можно назвать привилегированной, или это плохое слово?
- А что тут плохого, если вы это заслужили?
- Ну хорошо. Так вот, я учился в этой группе не для того, чтобы просто получить лицензию. Мне было очень интересно. Я в то время еще играл за «Волгу», и так совпало, что команда была на сборах в Турции и там же проходило обучение. Одно из заданий было – провести тренировку, и нам выпало тренировать свою же команду, где мы были еще игроками – мне, Булыкину и Алдонину. Интересно же! А потом всем по очереди надо было проводить тренировки в нашей же группе, то есть подопечными были уже мы. И каждый из футболистов приносил в этот процесс что-то свое, старался сделать так, чтобы занятия были максимально творческими. А потом надо было провести лекцию и рассказать, что мы делали и зачем.
- Сейчас, когда вы стали тренером, у вас гораздо меньше свободного времени, чем когда вы были игроком. Это проблема?
- Абсолютно нет. Свободного времени действительно стало меньше – к тренировкам же добавились и просмотры, и общение с игроками, и многое другое. Но все это в охотку, так что усталость подкатывает очень редко...
Обратная связь
Вы можете обратиться в РПЛ с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание). Также вы можете сообщить имеющиеся у вас сведения о "договорных" матчах.