В наши дни над эскизом формы для одной команды может трудиться целый штаб дизайнеров, которые чаще всего представляют международные корпорации. 80 лет назад не было спортивных брендов, да и слово «дизайн» еще не прижилось в русском языке. Зато уже играли в футбол, а где есть футбол – там будет и форма.
12 января 1936 года образовалось Спортивное общество «Локомотив». Вместе с этим одноименное название получила футбольная команда Казанской железной дороги. Если предшественники команды – КОР и «Казанка» – играли в голубых цветах, то «Локомотив» предстал перед публикой в первом матче чемпионата СССР в более яркой палитре.
22 мая 1936 года Валентин Гранаткин вывел на матч с ленинградским «Динамо» футболистов в красной форме с белой полосой на груди. Если выбор красного цвета вряд ли мог кого-то удивить, то белая полоса стала отличительной особенностью «железнодорожников».
Ветераны «Локомотива» рассказывают, что белая полоса не только выделяла команду среди других коллективов, но и символизировала дорогу в светлое коммунистическое будущее. В матче с «Динамо» по этой дороге мчался паровоз. Интересно, что в форме с паровозом «Локомотив» играл редко. На многих фотографиях тех лет паровоза на форме нет – в частности, с финального матча Кубка СССР-1936. Предполагается, что «паровозный» вариант был парадным.
Художник, спортсмен и воин. Кто создал первую форму «Локо»
Создателем эскиза первой формы «Локомотива» стал поистине уникальный человек – художник Ярослав Викторович Титов, который добился успехов не только в искусстве, но и на спортивных площадках.
В составе баскетбольного «Локомотива» он дважды становился чемпионом СССР, а также занимался прыжками в высоту и показывал весьма приличные результаты. Если сейчас покоренная высота 170 см вряд ли кого-то удивит, то в 30-х годах прошлого века рекорд страны был 176.
В военные годы Титов работал над знаменитыми плакатами «Окна ТАСС» и в рядах миллионов советских граждан защищал страну в Великой Отечественной войне. За участие в освобождении Новгорода Ярослав Викторович был награжден орденом «Красной Звезды».
Титов прошел путь из Мулина до Порт-Артура и вернулся в Москву с медалями «За победу над Японией» и «За освобождение Кореи».
После войны Ярослав Викторович продолжал заниматься спортом и творчеством, которые регулярно сливались воедино. Его картины на спортивную тематику знал весь Советский союз, а персональные выставки были значимым событием в культурной жизни Москвы.
Обратная связь
Вы можете обратиться в РПЛ с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание). Также вы можете сообщить имеющиеся у вас сведения о "договорных" матчах.