Главный тренер «Анжи» охарактеризовал новичков клуба, рассказал о своих требованиях к игрокам и о том, что его впечатлило в предыдущие визиты в Махачкалу.
– Юрий Павлович, летняя пауза для всех футбольных людей в России была очень короткой. Удалось отдохнуть от футбола за это время?
– От футбола мы не отдыхаем, потому что от него не устаем. Как только начнешь уставать, надо заканчивать тренировать.
Но, конечно, нужно в такие периоды всегда уделять внимание семье. Провел с внучкой много времени, попутешествовал. Съездил, в частности, на финал Лиги чемпионов: «Ювентус» – «Барселона». На мой взгляд, он получился одним из лучших за последние годы, а я постоянно на протяжении 17 лет бываю на финалах Лиги чемпионов.
Но наша договоренность с руководством клуба подразумевала, что я в «Анжи» перехожу в первых числах июня. И работа «на телефоне» параллельно все-таки велась.
Футболисты «Анжи» хорошо сработали в прошлом сезоне, были положительные отзывы. Но команда, которая поднимается в Премьер-лигу должна значительно усиливаться. Потому что это разные уровни. Я на себе это почувствовал в прошедшем сезоне… Вы посмотрите, какие хорошие приобретения делают в большей степени даже не клубы первой шестерки, а которые ниже. Поэтому и у «Анжи» такая задача – на ряде ключевых позиций должны появиться качественные игроки. Чтоб была конкуренция, чтобы зрителям было интересно приходить на них смотреть, и чтобы результат был.
Над этим мы и наша селекционная группа работали как во время паузы, так и по сей день. Изменения происходят. Но на сегодняшний день можем говорить только о том, что у нас два центральных защитника – Жиров и Лазич, опорный хавбек Карлен Мкртчян и атакующий полузащитник Батраз Хадарцев. На мой взгляд, у Александра и Дарко может быть хорошее будущее – как для клуба, так и для них самих. Они достаточно одаренные, но нужно какое-то время. Батраз – молодой игрок, который хорошо проявил себя в составе «Тосно» в ФНЛ. Это тоже перспективный футболист.
– Перспективные, с хорошим будущим – нередко так говорят о тех, на кого не рассчитывают сегодня. Вы не рассматриваете Жирова, Лазича и Хадарцева как игроков основы?
– Почему? Очень даже рассматриваю. А для чего же мы их берем? Основной состав – это, по моему мнению, 18-20 игроков. На сегодняшний день у нас, конечно, не хватает футболистов. Даже количественно. К тому же ушел Михаил Кержаков. Это большая потеря для нас. Очень большая. Зато вернулись Евгений Помазан и Андрей Ещенко.
– Какие позиции еще, на ваш взгляд, нуждаются в усилении?
– В каждую линию нужно как минимум по одному игроку. Тем не менее у нас уже есть неплохая обойма. Самое главное, чтобы имеющиеся футболисты были живы-здоровы. Последние три-четыре дня на сборе в Новогорске не тренировался Илья Максимов. Болен Мкртчян. У нас группа атаки достаточно ярко вырисовывается, а вот игроков, нацеленных больше на оборонительные действия, все-таки мало. Мкртчян – как раз один из них. Задача не только в том, чтобы вылечить Илью и Карлена, но и дать им определенный уровень тренированности.
– Принимая решение о расставании с теми или иными футболистами из состава, добывшего путевку в Премьер-лигу, вы основывались на какой-то информации или просматривали матчи «Анжи»?
– С кем расстаться, кого оставить, решали руководители «Анжи», проанализировав выступление игроков в прошлом сезоне и их перспективы. Это правильная ситуация. В этом плане никогда не вмешиваюсь и не хочу вмешиваться. Они целый год видели игроков, с которыми решили расстаться. Это их решение. Я был поставлен о нем в известность, когда пришел в клуб. Вот и всё.
– Расскажите, пожалуйста, о своих помощниках в тренерском штабе – Юрии Батуренко и Андрее Семине.
– Они постоянно работают со мной. Батуренко долго время трудился с Андреем в дублирующем составе «Локомотива», когда клуб был успешен. Немалый опыт работы у них во втором, первом дивизионах. Без дела не сидели.
Изменений в тренерском штабе я не делал, за исключением того, что со мной пришли два тренера. У каждого из них определенные задачи в штабе. Так же, как у Арсена Акаева, Заура Хапова, которые, считаю, хорошо работали. Поэтому мне комфортно с ними.
Но нужен еще один тренер. Нас маловато.
– Выступая перед игроками «Анжи» в первый день на закрытом общекомандном собрании, вы в первую очередь сказали о том, как важно со бирать в Махачкале полный стадион. Почему сделали акцент именно на этом?
– Мы ж не сами по себе. Для чего вообще футбол существует? Для зрителей. Я работал во многих командах, на которые изначально болельщиков не очень много ходило. Например, маленькая посещаемость была у «Мордовии», команда, на мой взгляд, заслуживала большего.
Когда на трибунах мало людей, и мотивация меньше. И у игроков, и у тренеров. При полном стадионе совсем другой футбол. Команда в таких условиях в высшей степени чувствует ответственность перед болельщиками. Это чисто психологически очень сильно влияет и на соперника. Я вспоминаю стадион «Динамо» в Махачкале, который всегда заполнялся. Как там было тяжело играть из-за поддержки, которую зрители оказывали своей команде!
Если болельщики будут на нас ходить, я думаю, и результат у нас будет лучше. С другой стороны, мы должны завоевать их симпатии.
– Вы упомянули о своих визитах в Махачкалу в роли тренера команд гостей. Можете назвать самый запомнившийся приезд?
– Очень напряженный матч был в 2000-м году, когда «Анжи» под руководством Гаджи Гаджиева претендовал на путевку в Кубок УЕФА. Сильная команда тогда была в Махачкале. На «Анжи», как я знаю, билетов достать было невозможно. Если эти времена возродятся при нашем участии, мы будем счастливы. Тем более что сейчас у клуба замечательный стадион.
– Вас характеризуют как тренера, строящего игру от обороны. Болельщики обычно жаждут зрелища, голов…
– У каждого человека свое мнение о том, что есть зрелище. По-моему, основное – это очки и место в турнирной таблице. Если клуб держится вверху, это будет больше привлекать болельщиков, чем какие-то невероятные финты отдельного игрока, не идущие на пользу команде. Для меня очень важно, чтобы футболист не только хорошо атаковал, но и хорошо оборонялся. Без баланса нет футбола. Будет баланс – будут очки. Кто из болельщиков потом вспомнит футболиста, который два раза хорошо обвел оппонентов в проигранном матче? Меня такое не устраивает в исполнении игрока. И болельщиков не устроит уже через два-три тура.
Если игрок – индивидуалист, не работает на команду, не работает на партнера, не работает за него, – с такими мне не по пути. Футболист, потеряв мяч, должен правильно расположиться на поле, правильно отойти, чтобы встретить атаку соперника. Не только же мы атакуем, но и противник. Так и происходит противоборство. В какой-то период матча, может, мы больше обороняемся, в какой-то больше атакуем. Многое зависит и от соперника.
Без обороны нет футбола. Вы посмотрите, как сейчас буквально все проигрывает сборная Бразилии. Почему? Потому что там на сегодняшний день обороне уделено очень мало внимания. Посмотрите, как играет Аргентина, немцы, испанцы. Современный футбол – это баланс обороны и атаки. И если крен делаешь в одну или другую сторону, может ничего не получиться.
– Чемпионат мира в Бразилии порадовал многочисленными образцами яркого, атакующего футбола. А ведь какое-то время назад казалось, что игра движется в сторону абсолютного прагматизма. Как вам кажется, то, что мир увидел на мундиале в Бразилии, – это все-таки вспышка или следует ждать, что именно в этом направлении будет развиваться футбол в ближайшие годы?
– Я на чемпионате мира в Бразилии увидел как раз другое. Я увидел, что атака была по большей части «контратакующая», а не «плановая». У сборной Испании, которая пыталась развивать атаки планово, как раз ничего не получилось. Успешны были команды контратакующие – сборные Германии, Аргентины.
Я еще отметил для себя, что количество единоборств возросло в разы по сравнению с тем, что было до этого чемпионата. И примером в этом смысле были, по моему мнению, южноамериканские команды, которые такую борьбу навязывали соперникам, что иной раз становилось страшновато наблюдать это даже по телевизору.
Очень сильно изменились физические данные игроков. Они стали быстрее, решительнее, лучше в отборе. Это то, чего сейчас не хватает российским футболистам. Хотя раньше мы в этом компоненте не уступали.
– Возвращаясь к «Анжи»: вас не беспокоит дефицит времени до старта сезона?
– Это меня очень беспокоит, это самая большая проблема. Если мы ко 2 июля соберемся в составе, близком к окончательному, это уже будет неплохо. Если не соберемся, конечно, определенные проблемы будут. Что делать? Нужно выходить из ситуации. Наверное, более интенсивно будем работать, искать внутренние резервы и так далее. Но это действительно большая проблема.
Обратная связь
Вы можете обратиться в РПЛ с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание). Также вы можете сообщить имеющиеся у вас сведения о "договорных" матчах.