Президент «Локомотива» Ольга Смородская в большом интервью подвела итоги прошлого сезона, а также пяти лет работы в клубе.
– Ольга Юрьевна, давайте начнем беседу с воспоминаний о хорошем. Что вы сами считаете своим главным достижением на посту президента?
– «Локомотив» – спортивный клуб, и главные результаты – несомненно, в спорте. И они у нас есть. Мы выиграли трофей. «Локомотив» – победитель Кубка России, сыграет еще и за Суперкубок против «Зенита». А год назад мы завоевали медали чемпионата России – бронзу. Не титул, конечно, но все равно серьезное достижение. Кубок и бронза – это много или мало? Вопрос. Я по жизни максималист, и всегда хочется большего. Но надо помнить о том (а не все это почему-то готовы признать), что в России очень сложный чемпионат с высочайшим уровнем конкуренции. Выиграть любой титул невероятно тяжело. И поэтому я очень рада, что нам это удалось.
Есть и другие составляющие – это инфраструктура, детско-юношеский футбол, молодежная команда. Мы выбрали правильный вектор развития, хотя, конечно, получается не все. Например, сегодня мы чествуем наших спортсменов 1999 года рождения, которые выиграли первенство России. В 2011-м наша молодежная команда победила в молодежном первенстве России. Результаты, которыми я тоже горжусь.
Наша школа вошла в сотню лучших по критериям европейского футбола. Оценивалось много факторов – в том числе количество воспитанников академии, которые играют как за родную команду, так и за другие клубы на высшем уровне. Всего две российские академии вошли в золотую сотню – «Локомотив» и «Спартак». Я горжусь нашим достижением, потому что за ним стоит действительно большая, пусть и невидимая работа.
Мы очень многое поменяли в инфраструктуре клуба – как мне кажется, сделали много хорошего. Построили несколько новых полей, крытый манеж, улучшили все старые крытые манежи, в том числе залы для детских школ. Все было модернизировано под требования современного футбола. Наши дети занимаются в очень комфортных условиях, нет очередей на поля. В корне преобразили территорию. Даже входная группа изменилась – выглядит цивильно, красиво. Достойно уровня серьезного клуба.
Есть еще одна работа, которая абсолютно не видна. «Локомотив» очень много сделал для внесения важных поправок в различные регламенты РФС. Теперь мы по этим правилам живем. Последний пример – возможность пускать на закрытые за провинности болельщиков сектора женщин и детей. Никто не знает, а мы два года бились за эту поправку.
– Это была, я так понимаю, в том числе ваша личная инициатива.
– И «Локомотива», и лично моя. Во-первых, потому что я считаю, что футбол без зрителей – это несчастье. Во-вторых, потому что когда наказывают одну команду, страдает и другая, и ее болельщиков тоже не пускают. В итоге арена абсолютно пуста. «Локомотив» попадал в такие ситуации, играя с «Зенитом» и «Спартаком». Тягостное было зрелище.
Другая поправка – отмена красной карточки, если она выдана ошибочно. Помните, у «Локомотива» был такой случай с Шишкиным. Теперь аннулировать такие карточки возможно.
– Теперь давайте поговорим о том, что у вас не получилось…
– Прежде всего, не получилось заполнить стадион. Это реальная проблема. Как конкретно «Локомотива», так и всех остальных команд премьер-лиги. Падение посещаемости связано не только с игрой команды, но и с атмосферой, которая не соответствует той, что мне хотелось бы видеть. На футболе нужна атмосфера счастья, радости, эмоционального подъема. Вместо этого – тонны негатива вокруг игроков, тренеров. Очень часто негатив абсолютно незаслуженный.
Конечно, такой небольшой стадион, как у нас – на 29 000 зрителей, – должен быть заполнен на всех матчах. Мы пытаемся переломить ситуацию. И понимаем, что в одиночку это не удастся. Нужны решения на законодательном уровне. На трибунах не должно быть хулиганов, чтобы представители разных возрастных групп и слоев общества могли посещать матчи. А так многие люди попросту опасаются приходить. Им кажется: там файеры, там опасно… И, к сожалению, нередко они бывают правы. Вымывание адекватного зрителя идет не только в «Локомотиве», но и у всех команд. Очень надеюсь, что однажды это удастся изменить.
– В давних интервью вы рассказывали, что когда приходили с высокой должности в банке в большой ЦСКА, то на первых порах столкнулись с откровенным саботажем. Затем, уже в «Локомотиве», поначалу вас ждал «застой» и «бардак». Противодействие было связано исключительно с тем, что многие были в принципе не готовы воспринять нового начальника? Или свою роль играло то, что вы не просто новый начальник, но еще и женщина?
– Честно говоря, я очень устала от вопросов о «женщине в спорте». Хотя согласна, что мое появление в большом ЦСКА было как что-то невероятное. Поначалу сталкивалась с настороженностью и в премьер-лиге, и в РФС. Но примерно через год ситуация изменилась в корне. Сейчас все к этому уже привыкли. И любая женщина может прийти на серьезную должность в футбольный клуб.
– Получается, благодаря вам. Вы же первая.
– Да, так сложилось. Я ведь еще и первая женщина в исполкоме РФС… Радует, что большинство моих коллег ценит не разговоры, а реальные дела. Мы с «Локомотивом» старались именно делать. У меня хорошие, ровные отношения с коллегами по цеху.
А что касается внутренней ситуации в «Локомотиве» в момент моего появления: любой новый руководитель приходит со своими идеями. Желание или нежелание воспринимать эти идеи, меняться лишь косвенно связано с тем, кто твой новый начальник – мужчина или женщина.
***
– Какие трансферы, совершенные при вас, вы считаете лучшими и худшими?
– Естественно, были трансферы, которыми я недовольна. Но в мире нет ни единого клуба, который на 100 процентов угадал бы со всеми переходами. Считаю, удачных приобретений у нас было больше. Фактически вся команда – обладатель Кубка – собрана за последние несколько лет. Мы сформировали очень хороший состав и коллектив. В том числе это касается человеческих качеств.
– Сапатер, который годами получает зарплату и отказывается играть или куда-то уходить, – худшее, с чем вы сталкивались в футболе?
– Наверное. Сапатер хорошо начинал и играл. Потом две травмы, операция. Форму набирать всегда сложно. Мы терпели. Сапатер восстановился, но на свой уровень так и не вышел. И не хочет ни проходить в состав, ни менять команду. У него одна цель – получать деньги.
Повлиять на него невозможно. Нынешние регламенты ФИФА и УЕФА не дают такой возможности. Мы предлагали несколько аренд, он на все предложения ответил «нет». Можно в таком случае ему не платить или выставить на условный драфт отказов? Нет, нельзя. Но я думаю, рано или поздно футбольный мир к этому придет.
– Мне кажется, такое поведение, как у Сапатера, невозможно объяснить просто хитростью и жаждой наживы. Это ведь должны быть черты характера – взрослый мужчина в расцвете сил фактически отказался заниматься своей профессией и каждый день ходил-отмечался на тренировки, чтобы его не уволили за прогул. А есть у вас пример анти-Сапатера? Человека, который демонстрировал преданность и любовь к футболу в любых ситуациях.
– Могу перечислить очень многих. Тех, кто превозмогал себя и выходил на прежний уровень. Допустим, Гильерме – после операций на «крестах» на обеих ногах. Другой достойный пример для подражания – Чорлука. Стержень команды. Он всегда будет бороться до последнего.
– Вы сильно осерчали на Чорлуку в конце прошлого сезона, который он провел блистательно, но в решающей игре с ЦСКА его ошибка привела к золотому голу Тошича?
– Вы считаете – его? А я считаю, нет. Я считаю, ошибся Тарас Михалик. Дернулся и не побежал. Между собой они не разобрались. Но поймите, это все равно игровой момент. Футбол основан на ошибках – твоей команды и соперника.
***
– При вас в «Локомотиве» тренеры менялись в среднем чаще, чем раз в год. Есть хоть одна отставка, которую вы сейчас, спустя время, можете назвать собственной ошибкой?
– Не согласна с расхожим мнением, что отставки становились следствием каких-то моих персональных решений, самодурства и так далее. Всякий раз к этому объективно шло. Вспомните результаты, вспомните отношения в команде перед отставками. Просто так получается, что на мою долю, как президента клуба, всякий раз выпадало принятие неизбежных решений.
– Кто из отставленных тренеров – самое большое разочарование?
– Славен Билич. Но это, наверное, другого рода разочарование, чем то, о котором вы говорите. Я была абсолютно уверена, что у него получится. И до сих пор не нахожу ответа, почему не получилось в «Локомотиве», а потом, к примеру, получилось в «Бешикташе». В Турции тоже очень сложный турнир – а он там входил в тройку два сезона. Почему здесь девятое место? Не знаю…
Я понимаю, если бы у тренера не было поддержки, вокруг него плелись бы какие-то интриги, ему бы игроков не покупали… Но у Билича было все. Я делала максимум возможного, чтобы помочь ему адаптироваться. Он ведь и язык выучил, и вдумчивый такой специалист… Может, все дело в недооценке чемпионата России? Премьер-лигу мало где показывают. Возможно, Славену казалось, что здесь все будет легко и просто – ему, человеку, который как футболист брал бронзу чемпионата мира, а как тренер с Хорватией побеждал сильнейшие команды на протяжении многих лет.
Всех тренеров я назначала исключительно на основании их деловых качеств. Безо всяких подводных камней. Вспомните, многие из этих назначений поначалу были встречены с оптимизмом. Но каждая команда должна найти своего тренера. Посмотрите на, как я его в шутку называю, «реальный Мадрид». Величайший клуб – а тренеров меняет как перчатки.
Исключения, конечно же, есть. Арсен Венгер в «Арсенале». Или мой любимый Юрген Клопп, который проработал в «Боруссии» много-много лет. Но таких случаев – единицы. Частая смена тренеров – повсеместный процесс. А в России, надо признать, очень маленький выбор на тренерском поприще – и сделать выбор очень трудно.
Как понять, откуда берутся настоящие тренеры? Я говорю именно о таланте, а не о лицензии-корочке. Тысячи футболистов каждый год завершают карьеру и пытаются стать тренерами – но получается у единиц. А лучшими в итоге порой становятся те, кто вообще не играл – такие, как Моуринью или Слуцкий. В России, кстати, огромная проблема с тренерами по физподготовке. Отсутствуют как класс.
– В новом сезоне возглавлять «Локомотив» будет Игорь Черевченко. С одной стороны, вы сделали вполне себе логичный ход: дали шанс человеку, который в тяжелейшей ситуации в качестве и.о. выиграл Кубок. К тому же, он свой, железнодорожник – это нравится болельщикам. Но с другой, у Черевченко же практически нет опыта самостоятельной работы. Вы идете на колоссальный риск.
– Согласна. Но, к сожалению, любое назначение – риск. Даже если берешь самых титулованных специалистов. Однако в свое время какие-то люди рискнули – и назначали главным тренером никому не известного человека, бывшего переводчика по фамилии Моуринью. Всем известно, к чему их решение в итоге привело.
Так вот я считаю, что мои риски с назначением Черевченко и его штаба, в который входят другие звезды «Локомотива» прошлых лет, значительно ниже, чем риски людей, сделавших ставку на молодого Моуринью. Я верю в Черевченко и его помощников. И мне кажется, они поверили в себя. Когда вера взаимна, у нас должно получиться.
– Кадры вашей радости стали главным впечатлением от празднования победы в Кубке. С чем можно сравнить ощущения от завоевания трофея?
– Абсолютно ни с чем. Это какое-то невероятный восторг. Как поймать звезду с неба. Как родить ребенка. Больше ни с чем не сравнить.
– Вы перед матчем держали в уме – а что будет, если не выиграете Кубок? Или гнали от себя эти мысли?
– Мне было даже страшно это себе представить. Это стало бы повторением прошлогодней ситуации. Мы лидируем в чемпионате и едем в Ростов. Известно, что соперник устал, проведя 120 минут и серию пенальти в финале Кубка, потом праздновал – и мы точно должны его побеждать. Тогда у нас как минимум серебро – и путевка в Лигу чемпионов. А мы проигрываем.
Когда мы пропустили первый мяч в финале Кубка, мне стало очень нехорошо. Я подумала: «Господи, ну неужели мы опять наступим на те же грабли…» Но когда ребята вышли на второй тайм, я увидела: своего мы не упустим. И почему-то поняла: пенальти не будет.
– До финала меньше двух недель, и вдруг у вас тренер подает в отставку. Ведь, насколько мне известно, уход был инициативой именно Миодрага Божовича. Он еще после «Уфы» собирался подать в отставку, но тогда, по моим данным, его удалось переубедить. Но ненадолго. Для вас стало ударом его решение?
– Скорее, ударом стала наша безликая игра с ЦСКА. Если мы проигрывали или играли вничью с командами второй восьмерки, это еще можно было объяснить недонастроем. Но когда я увидел такой «настрой» на дерби с ЦСКА… Поэтому поступок Божовича неожиданностью не стал. Миодраг – хороший тренер и порядочный человек. Он все видел и чувствовал. К сожалению, с «Локомотивом» по весне у него не получилось…
Тем не менее, принять его отставку было очень тяжелым решением. Ведь я могла ответить «нет»…
– У вас не возникло порыва срочно найти замену на стороне? Несколько известных тренеров были как раз свободны.
– Нет. Это сказка – за девять дней интегрировать в команду человека со стороны, чтобы он успел что-то всерьез изменить.
– Что в итоге предопределило победу в Кубке?
– Своей отставкой Божович встряхнул команду. Шокотерапия.
– То есть в том числе это победа Миодрага?
– Да.
– Вы однажды сказали, что не испытываете желания общаться с Кучуком во время финала Кубка. С Божовичем все иначе – вы расстались по-человечески?
– Конечно! К Миодрагу претензий нет. Что же касается Кучука… Знаете, Кучук подавал в отставку – а потом не уходил. Затем вообще сказал, что не хочет уходить и хочет компенсацию. И через две недели «вдруг» очутился в другой команде. И ты начинаешь понимать, почему человек так странно себя вел. Но жизнь всех по местам расставляет. Все видели, что происходило этой весной. Кто-то показал свое истинное лицо.
***
– В одном из недавних интервью вы упомянули про так называемое потерянное поколение, развращенное большими деньгами и лимитом. Наверное, так называемое «поколение лимита» уже и правда не спасти, не переделать. Есть ли шанс остаться нормальными людьми у следующей плеяды молодых игроков, или их постигнет та же участь?
– Лимит надо отменять! Я всегда и всем буду это повторять. Наверное, кому-то это не нравится. Но если лимита не будет, наши русские ребята, одаренные талантом, смогут прогрессировать и играть. А сейчас все только и делают, что считают. «Сколько там легионеров можно выпустить? Да куда тренер денется, поставит меня!» А без лимита – будь добр быть лучшим. Я могу назвать десятки фамилий футболистов, которые выигрывали конкуренцию у легионеров при равных условиях: Торбинский, Павлюченко, Березуцкие, Жирков, Акинфеев… Но как только появляются преференции – всё. Не только в футболе. Известно, какие преференции давали одному известному заводу. И к чему все пришло.
– Как часто у президента «Локомотива» бывают выходные?
– Практически не бывает. Мало что зависит и от того, выиграла команда очередной матч или проиграла. Потому что после победы ты не спишь – радуешься, анализируешь причины успеха, строишь дальнейшие планы. А после поражения – потому что расстроена, опять-таки анализируешь и начинаешь следующий день с того, где и что нужно исправить, подкрутить.
– В интервью 2010 года вы говорили о том, что из-за вала работы страдает ваша семья – совсем не остается времени на общение. Но выражали надежду, что «все винтики подкрутите», и занятость перестанет так сильно отражаться на близких. Получилось?
– Нет, ничего не получается. Теперь я поняла, что если ты работаешь в футболе, то времени не остается больше ни на что! Очень много дел помимо собственно команды. Вот ты видишь эти пустые трибуны – надо что-то делать. Или поправки в регламенты: написать, утвердить на лиге, потом на исполкоме. На их принятие уходят годы.
– Был момент, когда вы почувствовали усталость от футбола? И закрадывалась мысль: «Не пора ли уйти».
– Был.
– Когда?
– В весенней части этого сезона. Когда мы играли так плохо, безлико. Я чувствовала очень большую усталость. Конечно, мысли посещали… Знаете, я часто слышу от болельщиков: «Уходи!» И я правда часто думаю о том – а может, взять и уйти? Но не могу. Потому что взяла на себя ответственность за то дело, которое мне доверили. И не могу его бросить.
– Сейчас не жалеете, что вы, человек с прекрасным образованием, предпочли спокойной работе на высокой должности в банковской сфере безумный мир сначала спорта, а затем футбола? Вы шли по другой, прямой и ровной дороге. Зачем свернули? И туда ли был поворот?
– Это был, конечно, перелом. Обсуждать его можно долго. И я сама не нахожу на этот ваш вопрос ответа. Кто бы мне сказал в свое время, что я из банка уйду в спорт! Смешно звучит, ведь правда? Это все равно что вам уйти из газеты снимать мультфильмы. Совершенно разные сферы! Хотя есть принципы, которые применимы и там, и там.
– Каков ваш принцип?
– Быть победителем. Я не могу быть лузером. А в спорте это важнейшее качество. Надо одерживать победу каждый день на своем маленьком участке фронта.
***
– Вы любите путешествовать: по миру, по России, по святым местам… Последнее путешествие, которое запомнилось?
– Круиз вокруг Азии. Камбоджа, Таиланд, Вьетнам. Очень интересное приключение продолжительностью в две недели. Фантастическое впечатление произвели Бангкок и Сингапур. Удивительно, как быстро развиваются эти страны. Гонконг – это вообще ХХII век.
– Вам нравится просто смотреть футбол?
– Я не воспринимаю футбол как зрелище, только когда играет моя команда – слишком много переживаний. В остальных случаях получаю колоссальное удовольствие. Смотрю очень много матчей – испанский, немецкий, английский чемпионаты. Мне нравится подмечать тенденции развития, различия в игре команд.
– Если бы вы могли выбрать идеальный футбол и стиль для «Локомотива». То ваш клуб должен играть как кто?
– Все-таки как английская команда. Я люблю силовой футбол. В испанском слишком много контроля мяча. Мне очень нравится «Челси». «Арсенал». И «Атлетико» при Симеоне, который проводит потрясающую работу. Еще я очень любила дортмундскую «Боруссию». Сейчас у нее спад, но что она творила в прошлые годы, хотя регулярно отдавала игроков!
– Я читал, что вы защищали диссертацию на тему «Теория нечетких множеств» – оценка неопределенности в экономике. К футболу она применима?
– К футболу неприменимо ничего. Никакие теории не работают. Потому что это игра. Изначально в игре практически невозможно определить результат. Очень многое зависит от синергии команды в каждой конкретной игре. Будь по-другому, звездные составы никогда бы не проигрывали аутсайдерам и середнякам.
***
– Чего вы ждете от «Локомотива» в будущем?
– Стабильности. Седьмое место в чемпионате – это очень обидно. Мы его не заслужили ни по составу, ни по амбициям. В этом виноваты все – от каждого игрока до меня. Мне хочется, чтобы «Локомотив» демонстрировал высокий уровень постоянно.
– То есть попадал в Европу.
– Мы год назад попали… И вылетели, даже не войдя в группу!.. Теперь начинаем сразу с группового этапа. В плей-офф надо выйти обязательно! И не важно, каким будет состав группы. У нас есть все. Только надо добавить характера – и все будет хорошо.
Вы можете обратиться в компанию Sportradar с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание).
Обратная связь
Вы можете обратиться в РПЛ с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание). Также вы можете сообщить имеющиеся у вас сведения о "договорных" матчах.