Лого Российская премьер-лига

22.08.2014

20140822

Григорий Иванов: «Чиса – как московский театр»

Версия для печати

Президент «Урала» дал большое интервью корреспонденту газеты «Спорт-Экспресс» Филиппу Папенкову, в котором рассказал, почему он не верит в пользу привлечения иностранных игроков и тренеров, а также разъяснил ситуацию с переездом команды на время реконструкции Центрального стадиона, сообщает сайт клуба.

Весной Тарханов совершил чудо

– Сергей Галицкий любит повторять, что для него важнее зрелище, а не результат. И если команда яркая, то на поражения можно закрыть глаза. Вы такую философию понимаете?

– Согласен, что мы должны помнить, для кого играем. Сохранить место в премьер-лиге, прижимаясь к своим воротам и катая 0:0, – это тоже не про нас. Хотим дарить зрителям праздник.

– «Краснодар», кстати, называют образцовым для России. Согласны?

– Согласен. Но сравнивать нас некорректно. Мы бюджетный клуб. Рано или поздно от этого нужно уходить, но сейчас всем перейти на частные рельсы нереально. У нас есть два давних партнера, которые помогают деньгами, не получая почти ничего взамен. Я благодарен Вексельбергу, Пумпянскому – при их участии у нас есть возможность содержать команду премьер-лиги. Но по стране таких людей немного. Их любят называть олигархами, богатеями и так далее, но без них футбол на периферии просто умрет.

У «Баварии» билеты на матч стоят от 50 евро, и всегда собирается полный стадион, клуб получает серьезные доходы от телевидения. Им и спонсоры не нужны по большому счету. А мы занимаемся благотворительностью, дорогие билеты народ покупать не готов. Хорошо, что губернатор понимает: футбол региону нужен...

– Летней трансферной кампанией довольны?

– Исходя из наших финансовых возможностей – да. Молодые игроки пришлись ко двору. К примеру, Оганесян, который до этого только во второй лиге выступал. Хотелось бы найти еще одного нападающего – занимаемся. Но, скорее всего, изменений уже не будет.

– Ищете на российском рынке?

– Стараемся. Хотя у нас немодно доверять своим, клубы тратятся на легионеров. Но я понимаю, Халк – звезда, а ведь многие другие ничего особенного на поле не показывают. Их место должны занимать наши звездочки. Мы живем скромнее, и усиление тоже ищем рядышком. Александр Тарханов убежден: в каждой команде второго дивизиона можно найти одного-двух ребят, из которых реально слепить крепких мастеров. В каждой! Александр Федорович вообще любит работать с молодежью, обучает ее, сам предлагает селекционному отделу какие-то кандидатуры. Работаем сообща и доверяем друг другу.

– Как у вас вообще возник вариант с Тархановым?

– У нас был молодой, перспективный Василенко, но он оказался не в своей тарелке... А Тарханову я просто набрал, попросил приехать и посмотреть команду. После матча он сказал: «Вижу потенциал». «Останешься?» – спрашиваю. «Если с нынешним тренером все уладите». Мы решили вопрос, и Тарханов приехал. Просто у нас и до этого хорошие личные отношения были. И, я считаю, весной он совершил чудо!

На Лунгу ходят, как на спектакль

– С агентами у вас тоже отношения налажены?

– Я к ним нормально отношусь, многих знаю и уважаю их труд. К примеру, Алексей Сафонов вкладывает свои деньги в школу «Чертаново». Но вообще стараюсь с агентами не работать. Потому что хватает таких, кому футбол вообще не интересен, нужна только личная выгода. И они ведут себя, как хозяева игроков. У нас бывали случаи, когда уже все обговорено, а агент начинает выкручивать руки.

– В случае с костариканцем Техедой, которого к вам сватали, так же получилось?

– Нет, с ним у нас до личного контакта дело не дошло. На нас вышли, предложили вариант. Ведь это действительно было бы интересно: игрок по имени Ельцин в клубе, представляющем родину первого президента России. Классный пиар. Но, стоило услышать первые цифры, стало понятно: не потянем. Вот знали бы о его существовании до чемпионата мира...

– В прошлом году у вас играл израильтянин с нигерийскими корнями Тото Тамуз. Говорят, тот еще фрукт.

– Был такой... Он приехал с уверенностью, что будет здесь сильнее всех, суперзвездой. Как раз агенты и заморочили голову. Вел себя ужасно: клубы, гулянки, за весом вообще не следил. Команда его, само собой, тоже не приняла.

– Пытались вернуть с небес на землю?

– Сначала общались по-человечески. А потом пришлось вести беседы под видеозапись. Какие он только истории ни придумывал! То девушка на его машине в аварию попала – неделю человека нет. То еще что-то... Непрофессионал.

– Вы подписали летом Фонтанелло и Бергера. Тот факт, что они несколько лет провели на Украине, был определяющим?

– Разумеется, им тут проще освоиться. Я виделся с их женами, они тоже по-русски могут изъясняться. Кстати, сейчас ведь закон принимают: все иностранцы, которые на работу устраиваются, обязаны учить язык. Чудесная идея! А то мы сами себя не уважаем. Приезжают наши ведущие клубы, у них по пять переводчиков. Тренер сам ничего объяснить не может, все через толмачей. Как работать? Мне Дима Хохлов как-то рассказывал: приехал он в Голландию, подписали с ним контракт и сказали в 11 утра следующего дня быть на тренировке. Он с непривычки проехал на трассе нужный поворот, пока развернулся – опоздал. Так ему говорят: «Завтра опоздаешь, можешь ехать в Россию». Никто не сюсюкается, не цацкается. А мы легионеров облизываем. Почему у нас Асеведо уже нормально по-русски шпарит? Да он в «Мордовию» на год съездил, ему никакого переводчика не дали, никаких поблажек. Давай, мол, парень, будь как все.

– Любимец публики Лунгу тоже по-русски говорит?

– Все понимает. Но говорит не особо. Ленится...

– Он в «Урале» уже чуть ли не старожил.

– Да, с 2010 года. Помню, когда Чиса только появился, то я с тренерами спорил. Не хотели его в состав ставить. Я приводил пример: вот есть в Екатеринбурге драматический театр, хороший, добротный, но народ толком не ходит. А приезжает московский, и зал битком, хотя билеты дорогущие. Так вот Чиса – как московский театр. Он дарит зрелище. И когда тренеры мне начинали рассказывать, что он не вписывается в их схему, то я недоумевал. Как можно сажать на скамейку игрока, на которого идут смотреть, как на спектакль. Чисамбу у нас любят...

– Замбиец прогрессирует на глазах. Не боитесь его потерять?

– А куда деваться. Это неизбежно. Рано или поздно расстанемся, хотя будет нелегко. Того же Шатова отпускал скрепя сердце, но понимал, что нельзя иначе. Да, сейчас он у нас был бы одним из ведущих игроков, но едва ли получил вызов в сборную, играл в Лиге чемпионов. Да и зарплата была бы другой. Как я мог запретить ему уйти?

Не повторить ошибки мини-футбола!

– С Шатовым контакт поддерживаете?

– По мере возможности. Он уже вырос, другая жизнь у человека. Главное, чтобы помнил свои корни. Я был в Бразилии на чемпионате мира, в Рио поговорили с Олегом. Тяжело ему было. Пару лет назад играл на «Уралмаше» при полутора тысячах народу, а тут легендарная «Маракана» битком. Но кто бы что ни говорил, а, я считаю, Олег выглядел прилично. Таких универсальных игроков у нас больше нет.

– Если бы не травма Широкова, на него бы такой груз ответственности не свалился...

– Да не должна сборная зависеть от одного человека! Сомневаюсь, что Широков дотянет до 2018-го. Значит, в любом случае нужна замена.

– Капелло говорит про натурализацию.

– Только не это! Это будет полный крах.

– Как в мини-футболе?

– Именно. Больная тема. Я возглавляю мини-футбольную «Синару» и постоянно ругаюсь из-за этой натурализации, нажил себе кучу врагов. Даже среди тех, с кем много лет были единомышленниками. Я был свидетелем того, как мини-футбол в России зарождался, участвовал в первом чемпионате страны в 92-м. Год за годом интерес к виду спорта рос, в Югорске и Норильске ажиотаж был сумасшедший, «Дина» выигрывала международные турниры. Наша «Синара» тоже брала Кубок УЕФА. А потом федерация связалась с натурализацией... Да, сборная стала успешнее. Но интерес-то к мини-футболу резко упал! На всю страну осталось 20 клубов. А ведь это наш вид спорта, идеальный для северного климата.

Я ко всем толерантен. Меня тут некоторые чуть ли не расистом пытались выставить, но это чушь. У меня вон «сынок» Чисамба играет, я в нем души не чаю. Но когда в сборной одни бразильцы, это неправильно! Зачем она тогда вообще? Кстати, Платини уже жестко высказывался на эту тему. Азербайджан, Россия, Казахстан, Италия – везде одни бразильцы... Так проще на Копакабане раздать местным разноцветные майки и провести чемпионат мира.

Поэтому если Капелло начнет активно продвигать эту тему, то просто убьет наш футбол. К нам что, звезды какие-то поедут? Да ни за что! Разве что веллитоны всякие. Так его когда пытались россиянином сделать, ребята из сборной сразу сказали: на нас тогда не рассчитывайте.

Это же наша команда, наша гордость и краса. Я вот родился здесь на ВИЗе (район Екатеринбурга. – Прим. «СЭ»), мне здесь каждый дом дорог. И бразилец все равно к себе вернется. И пусть он нам даже выиграет чемпионат мира, но в итоге мы только сами себя обманем. Футболу в стране станет только хуже.

– А самому Капелло альтернативу видите?

– Да что о сборной говорить, у нас и в клубах своим не доверяют. Тарханова в большие команды почему не зовут? Потому что молодым дает шанс, а им свойственно ошибаться. Хохлов, Радимов – это ведь его ученики. Они стали большими мастерами, хотя поначалу результат не давали. А все хотят побеждать здесь и сейчас.

У нас много талантливых тренеров, а везут непонятно кого. Что за Веркотерен в Самаре? Кто это? А наши пермские соседи? Говорили, что денег в клубной казне не осталось, а пять миллионов рублей для налога за Муслина отыскали. Да, Косте Парамонову было тяжело после ухода Черчесова, но потерпите вы! Хватает ведь своих: Парфенов, Булатов, который спартаковский. А еще наш есть, свердловский, Сергей. Тоже сейчас самостоятельно работает, очень талантливый парень. Кобелев чуть ли не лучший тренер у нас был одно время, почему без работы сидит? Хохлову дайте те же «Крылья». Ничего против Гончаренко не имею, он БАТЭ поднял, но что, на Кубани нет своих тренеров?

Давайте сядем и договоримся: «Молодым много не платим»

– В клубах количество легионеров тоже стоит уменьшать?

– Я за лимит. Да, сильные футболисты – это здорово. Но сборная должна быть в приоритете. А у нас все ведущие позиции в командах премьер-лиги заполнены варягами. Говорят, без лимита наши ребята будут честно пробиваться в состав. Не верю я в это! Будут так же сидеть на лавке, деградировать, а потом доигрывать в ФНЛ.

– Главный довод противников лимита – неоправданно завышенные зарплаты россиянам.

– А кто вас заставляет платить им такие деньги? Давайте сядем и договоримся, что делать этого нельзя. Особенно молодым. Ну как может справиться паренек, когда ему кладут зарплату в несколько миллионов? При этом, кроме футбола, он ничего в этой жизни не умеет. Давайте введем лимит на молодых футболистов: пусть клубы сразу подписывают первые контракты со своими воспитанниками на пять лет. И потом уже решают, что с ними делать, какую зарплату платить.

А то в школу приходят какие-то агенты и начинают права на игроков качать. Зачем мы тогда 20 миллионов в год тратим на их обучение?

– А работой школы довольны?

– Если все останется так, как есть, то мы ее поддерживать перестанем. Многие тренеры просто отбывают номер. Понятно, что дело в зарплатах. Они низкие, так еще и зависят от сиюминутного результата, а не от того, кто вырастет. Никаких солидарных выплат. Отсюда и желание тренеров схитрить, подтасовать. Путь в никуда. Попробуем эту систему изменить.

Хотя какой-то прогресс есть. Мы стали попадать в финальную часть чемпионата России, а это, поверьте, успех в сравнении с прошлыми годами. Наши ребята востребованы, многие играют во второй лиге. А бывало, год выпускается – и все пропадают... Теперь мечта – заявить «Урал-2» во второй дивизион. Как раз для молодых. Потому что первенство молодежных команд – это ерунда. Нет там движения. Первый год еще как-то развиваются, а потом все.

– Нового Шатова пока не видно?

– Есть яркие мальчишки. В том числе на базе мини-футбольного клуба «Синара». Шатов ведь тоже там начинал. Я вообще сторонник того, чтобы самые маленькие играли как раз в мини-футбол. Лет до десяти. Работали над техникой, учились быстрее принимать решения. Какой смысл заставлять пацанят носиться по огромному полю? Какой-нибудь правый защитник, особенно если команды разного уровня, может за весь матч мяча не коснуться. Хорошо хоть стали сейчас на маленькие ворота играть. А то вратари тоже были для вида.

Точно не будем играть в Перми

– Вы сказали, что были в Бразилии. Понравилось?

– Невероятно спортивная нация. Не увидел я там никакого негатива к чемпионату мира. А чего стоит массовый забег по набережной в Рио в выходной, когда движение перекрывается! На остановках турники установлены, люди, пока автобус ждут, отжимаются, подтягиваются. И вообще все там веселые, добрые.

– Климат, наверное, влияет.

– Конечно. У нас лица суровые. Иногда сам на себя в зеркало смотрю и боюсь. Хотя в душе-то не злой. Но на вид угрюмый. Тяжело, когда зима такая долгая. В этом году даже лета толком нет.

– Домашний чемпионат мира сделает нас футбольной страной?

– А она у нас какая? Народ любит футбол, понимает. Другое дело, стадионов не хватает. К чемпионату несколько арен построят, другие города начнут подтягиваться. А пока стадионы везде муниципальные, строились еще в 40-50-е годы. Никакого комфорта. Мы хоккею потому и проигрываем. Во дворце тепло, фанатов-хулиганов нет, пиво можно в фойе выпить. А у нас главные роли на стадионе исполняет МВД. Как они скажут, так и будет. Вот не хотят они в Уфе «Спартак» принимать – и все, город лишается праздника. Или ставят восемь кордонов – кому такой футбол понравится? У нас с этим полегче, с фанатами плотно работаем, разговариваем.

А полиция.... Ну нельзя всех под одну гребенку. Да, был случай в Химках, когда женщина пронесла петарду в укромном месте. Но не всех же теперь раздевать! Больше в Казань девушки на футбол не поедут. Разве хорошо это?

Сейчас приняли закон о спорте, шума столько. Но у нас и так все законы есть! Давайте сейчас в соседнее кафе забежим, файеры зажжем, стол опрокинем. Или на улице машину перевернем. Минимум 15 суток обеспечены, а то и дело возбудят. Почему на стадионе-то можно беспредельничать? Нас заставляют покупать оборудование, камеры наблюдения, мы тратим футбольные деньги. Но так вы выявляйте всех нарушителей. А они в Туле дня ВДВ боялись. Да миф это все! У нас вот пришли десантники в беретах с семьями, чудесная была атмосфера.

Зато, когда в Питере болельщики на поле выбежали, задержали одного Гулливера. А надо было всех! С лидерами этих группировок нужно работать активнее, их имена всем известны. И не дергать простых болельщиков, даже среди фанатов большинство тех, кто просто хочет посмотреть футбол.

– Абонементов много на этот сезон продали?

– 2800. Это ведь только на первые матчи сезона. Скоро из Екатеринбурга уезжаем. Несколько игр ближе к зиме проведем в манеже.

– Лига больше не будет возражать?

– Когда мы переходили на систему «осень-весна», что нам говорили? «Надо строить манежи, улучшать инфраструктуру». Вот мы построили одними из первых. Думаю, наше правительство, губернатор нашли бы, куда эти деньги девать вместо манежа... А потом от РФПЛ слышим: «Ребята, три тысячи мест – слишком мало». Я согласен, играй мы с «Зенитом» под крышей, и ничего бы не заработали. Но что делать? Следующий сезон начнем на реконструированном 10-тысячном «Уралмаше». Теперь он будет называться «Стадион академии футбола». Поле будет натуральное, так как станет тренировочным для одной из команд-участниц ЧМ-2018.

– Пока он не готов, будете играть в другом городе. В премьер-лиге говорят, что в Тюмени. Ясность действительно уже есть?

– Ясно, что 29 августа сыграем на «Центральном» последний матч. Самое обидное: два самых кассовых поединка с ЦСКА и «Спартаком» придется проводить в другом городе. Но что делать. Ради чемпионата мира потерпим – грандиозное событие и для города, и для страны. А пока надеемся, что получится с Нижним Тагилом. Работы там ведутся.

– Клуб тоже участвует?

– Да куда нам... Зарплаты бы всем вовремя выплачивать. В Тагиле стадион «Уралвагонзавода», губернатор попросил их заняться, потом ведь и самим пригодится. Да и мы всегда будем готовы привести им премьер-лигу, свой ведь регион. Там нормальный стадиончик, но для КФК, для первенства цехов. Подогрев им и не нужен был.

– Вместимость какая?

– 12 тысяч сделают.

– К весне будет готово?

– Может, и сейчас успеют доделать. Хотели вообще к старту сезона уложиться. А если не Тагил, то Тюмень. В Пермь точно не поедем. Не любят нас там, хотя вроде соседи.

– Цель «Урала» на сезон – 10-е место. Учитывая переезд, не завышенная планка?

– Нужно каждый год двигаться вперед. Если стали 11-ми, как можно ставить задачу скромнее? Вообще цель может быть одна – стать чемпионами. Кому нужно какое-нибудь 14-е место? А во всей этой истории со стадионами самое обидное, что многие болельщики не смогут прийти на футбол. Но мы что-нибудь придумаем. Автобусы организуем. И в Тагил, и в Тюмень об электричках безостановочных можно договориться...


Медиа:


Последние новости:

news

28.03.2024

«Крылья Советов» открыли предзаказ формы в память о событиях в «Крокусе»

Средства с продажи футболок пойдут на помощь пострадавшим от теракта

news

28.03.2024

«Факел» переведёт в Российский Красный Крест доходы от продажи билетов на матч с «Оренбургом»

Средства пойдут на помощь пострадавшим в теракте в «Крокус Сити Холле»