Президент футбольного клуба «Зенит» Александр Дюков представил нового главного тренера сине-бело-голубых и объяснил, по каким критериям будет оцениваться его работа, после чего рассказал о причинах расставания со Спаллетти и ситуации со строительством нового стадиона, сообщает официальный сайт клуба.
— Как вы знаете, на прошлой неделе мы приняли решение отстранить от исполнения обязанностей Лучано Спаллетти. В тот же день времено исполняющим был назначен Семак, и одновременно мы начали работу по поиску главного тренера, которая была завершена во вторник. Клуб достиг договоренности с Виллаш-Боашем, и сегодня мы представляем вашему вниманию нашего нового наставника.
Я понимаю, что в любом случае будут вопросы о целях и задачах. Они остаются прежними — это амбициозные цели, победы. Мы надеемся, что под руководством нового тренера «Зенит» сможет покорить новые вершины.
Пользуясь случаем, хочу от лица клуба поблагодарить Лучано Спаллетти за сотрудничество. Под его руководством в историю клуба были внесены новые достижения. Так, «Зенит» впервые дважды подряд становился чемпионом, дважды преодолевал групповой этап и выходил в плей-офф Лиги чемпионов. Отдельно хотелось бы поблагодарить Семака. За 9 дней он еще раз подтвердил, что у него большой потенциал как у тренера. Все эти дни с командой велась осмысленная работа, результатом которой стала не только победа, но и достойная игра, которая была показана. Это касается и содержания, и самоотдачи игроков на поле.
— Решение о смене главного тренера, как отмечают многие специалисты, журналисты и болельщики, принимаются руководством клуба с некоторым опозданием. Так было с Адвокаатом, так случилось со Спаллетти. Почему решения о приглашении новых игроков и нового главного тренера принимаются за столь короткое время, когда и новый контракт-то составить уже довольно сложная задача?
— Отвечу вопросом на вопрос. На ваш взгляд, когда нужно было принимать решение относительно Спаллетти? Многие ваши коллеги уже в конце октября заранее были готовы повесить на грудь нашей команды золотые медали. Это было. Мы уверенно лидировали в чемпионате, демонстрировали очень приличный футбол и с точки зрения содержания, и к самоотдаче не было претензий. Когда нужно было принимать решение? Да, у нас был непростой ноябрь и начало декабря. И на то был ряд причин, которые тоже понятны. В какой-то момент пришла самоуспокоенность, уверенность, затем травмы, невезение. А когда ты не выигрываешь 4-5 матчей — уверенность пропадает. И в ноябре мы вошли в кризис. Но даже в этот момент временами команда демонстрировала неплохой футбол. Вспомнить матч против «Спартака», который, к сожалению, был проигран, но мог сложиться иначе. Было убедительное начало, счет 1:0, пенальти, но, к сожалению, игра сложилась так, как сложилась. Так что говорить о том, что в ноябре были основания отстранить Спаллетти… На это не было оснований. Да, команда входила в кризис, но для футбола это обычная ситуация. Нет ни одной команды, ни одного клуба, который бы не бывал в кризисе. И как раз в этом и заключается умение руководства команды, клуба — выводить ситуацию из кризиса. Если вспомнить историю, то и при Спаллетти на протяжении месяца не демонстрировала тот футбол, который мы ждали, не добивалась побед. И ничего. Поэтому в декабре у нас была уверенность, что команда эту череду неприятностей преодолеет. Даже если мы вспомним матч против «Аустрии», то команда играла достойно до того момента, пока счет в Мадриде не стал 2:0. Говорить о том, что команда выглядела невзрачно… Это было не так. Да, мы провалили второй тайм, когда узнали, что в Мадриде все по сути решено за нас. Поэтому была надежда и уверенность, что и под управлением Спаллетти команда выйдет из кризиса. Слава богу, что случился перерыв в чемпионате, и все смогли отдохнуть. Так что если говорить об эмоциональном и психологическом состоянии, атмсофере, то оно было абсолютно нормальным. Команда в обычном режиме провела подготовительные сборы. Никто не сачковал, все работали, но, к сожалению, два первых матча показали, что из кризиса мы не вышли. И стало понятно, что с точки зрения эмоциональной составляющей мы начинаем входить в пике. Поэтому именно в этот момент и было принято решение об отстранении Спаллетти. Команде нужна была встряска, что и было сделано.
— Андре перечислил изменения, которые произошли в тренерском штабе. Может быть, будут какие-то изменения и в других департаментах клуба? В случае невыполнения задачи выиграть чемпионат могут ли быть приняты какие-то решения? И есть ли конкретно поставленные задачи на этот сезон? Что будет в случае, если они не будут выполнены?
— Первый вопрос — это даже не обсуждается, это какие-то слухи. Что касается задач, которые стоят перед командой и главным тренером, то мы их озвучили, они все те же. Но, безусловно, вы все согласитесь, что Андре находится в сложной ситуации. Предсезонная подготовка проходила не с ним, он не участвовал в принятии трансферных решений. Однако мы считаем, что мы сильны, наши игроки сильны, и им по силам даже в такой непростой ситуации решать наши задачи и цели. Что будет, если не получится? Честно говоря, не хотелось бы об этом даже и думать, но в любом случае для нас… Понятно, что, когда речь идет о больших командах и клубах, каковым является «Зенит» в России, то все всегда и однозначно ждут результата. Мы тоже его ждем, но для нас также важно, чтобы команда демонстрировала определенный прогресс, менялась ее игра. В футболе многое зависит от внешних обстоятельств. Есть везение и невезение, судейство, и результат не всегда может быть благоприятным. Но один из важных критериев — содержание и качество игры команды. И если изменения есть, то можно быть уверенным, что команда находится на верном пути и результат придет. Другой же важный критерий — это состояние и прогресс самих игроков. Развиваются ли они, прибавляют в мастерстве. Пожалуй, это основные критерии, по которым и будет выставлена оценка главному тренеру и его штабу в конце сезона.
— Вопрос относительно судьбы игроков в аренде. В первую очередь, Широкова и Быстрова. В связи с тем, что пришел новый тренер, возможны ли подвижки?
—Если говорить о руководстве клуба, то и у меня лично, и у спортивного директора есть своя позиция, но также много будет зависеть и от главного тренера. Сейчас же Андре нужно время, чтобы познакомиться с этими игроками и принять какие-то решения.
— Будет ли предоставлен новому тренеру карт-бланш на новую трансферную компанию?
— Что вы понимаете под карт-бланшем?
— Полную свободу выбора.
— Мне кажется, полной свободы выбора нет у тренера ни в одном клубе ни в Европе, ни в мире. Безусловно, мнение главного тренера будет очень важным и где-то — определяющим. Но есть определенные критерии, которым трансфер должен соответствовать. Один из важнейших для нас — соотношение цены и качества. Если мы действительно уверены в том, что мы платим адекватные деньги за игрока, которого хотим приобрести, то трансфер происходит, если нет — то нет. А так, безусловно, мнение тренера очень важно при подписании контракта.
— Вопрос по вчерашней ситуации. К сожалению, фанаты сожгли флаг Германии. Как вы к этому относитесь?
— Появившаяся информация о том, что был сожжен флаг, — это не так. Был сожжен баннер, принадлежавший болельщикам «Боруссии». Это действительно прискорбно и не украшает болельщиков наших, но в том, что касается этого конкретного эпизода, нам нужно время, чтобы разобраться в том, что произошло.
— Что вы расскажете Виллаш-Боашу об объединенном чемпионате?
— Безусловно, это важный вопрос, но если говорить о приоритетах, то в данный момент этот — не самый актуальный. У нас будет время для общения, и, общаясь, мы обсудим и его в том числе. Что вы хотите услышать от меня? Мою позицию вы знаете: такой чемпионат нужен. Каково отношение Андре? Ну, наверное, он тоже поддерживает эту идею. Но узнаем мы об этом позже.
— «Зенит» стремится быть большим клубом и играть в зрелищный футбол. В зрелищный футбол играют и «Барселона», и «Юнайтед», и «Сити», и «Бавария». Есть ли у руководства клуба понимание фирменного зенитовского стиля? Насколько ему соответствовала команда Спаллетти? Насколько вы руководствовались этим критерием при выборе Виллаш-Боаша?
— Если говорить о футболе Спаллетти, то согласитесь, что у нас были продолжительные отрезки, когда команда демонстрировала интересный футбол. Что касается ожиданий от работы нового тренера, то мы ожидаем, что новый футбол будет современным и зрелищным. Если говорить об идеальном стиле и команде, то, наверное, это должна быть команда, представляющая собой отчасти, например, «Барселону» времен Гвардиолы. С хорошо поставленным футболом, поставленным на контроле мяч, высоким прессингом. Все мы отмечаем, как хорошо владеют мячом футболистом «Барселоны» но мало кто отмечает, как они работают без него. Тут же бросаются в отбор, играют в высокий прессинг, чтобы забрать мяч обратно. Безусловно, нам нравится стиль игры и «Реала», и «Челси», и «Боруссии». Эта игра построена на скорости перехода из обороны в атаку. Это тоже современный стиль. Наверное, идеальной является команда, которая может хорошо играть и в контроле мяча, и при преодолении эшелонированной обороны соперника, играть в высокий прессинг и быстро доставлять мяч до штрафной соперника. У Виллаш-Боаша есть свой стиль, вы, я думаю, с ним знакомы, и его философия разделяется клубом. Это одна из причин, по которой выбор пал на него.
— Составил ли тот же Халк какую-то протекцию при приглашении нового тренера? Учитывался ли тот момент, что в команде уже много португальских игроков?
— Безусловно, это было одним из факторов, но сказать, что он был определяющим… Нет, совсем не так. Нам было важно, назначая нового тренера, чтобы те футбольные идеи, ту философию, которые у него есть, можно было доносить до игроков. Нам было важно, что Виллаш-Боаш — современный и высокотехнологичный, структурированный менеджер, который может организовать подготовку так, чтобы команда была готова реализовать его идеи. Нам было важно, что он работает с игроками, важно, что он умеет работать и с молодыми. Хотя критериев отбора в целом было довольно много. Безусловно, то, что Андре знаком с Халком, и то, что он в принципе хорошо знает наших португалоязычных игроков — это важно, но это не определяющий фактор. Ну и, конечно, странно слышать, что Халк поучаствовал в переговорах.
— Расторгнуто ли соглашение со Спаллетти?
— Нет, принято решение отстранить Спаллетти от исполнения обязанностей. Что касается контрактов, то он еще действует.
— Вы сказали об экономической целесообразности трансферов. Правильно ли, что Виллаш-Боаш станет 4-м в мире тренером по величине зарплаты?
— Это полная чушь. Откуда такие данные? Цифра значительно ниже.
— А можете назвать?
— Это коммерческая тайна. Андре не разрешает.
— Не смущает ли вас то обстоятельство, что главный тренер является практически ровесником некоторых игроков? И не смущает ли, что ни один из тренеров в новейшей истории «Зенита» до конца не доработал контракт?
— Безусловно, когда происходит отставка тренера, в этом нет ничего хорошего, это неудача. Не могу сказать, что это обычная практика, но это случается, и случается часто. Безусловно, все тренеры «Зенита» — это сильные и квалифицированные специалисты. Однако только квалификации и силы недостаточно для достижения успеха. Тем более, что есть внешняя среда, обстоятельства находятся в динамике. Даже великих и сильных постигали неудачи. Нет ни одного тренера в истории, который был бы успешен со всеми. Это футбол. К сожалению, так бывает. Но соглашусь, что, конечно, в этом ничего хорошего нет. Поверьте, любое увольнение.. А у меня достаточно продолжительная управленческая карьера, и я привык увольнять людей. Вернее, мне приходилось. Но поверьте, удовольствия я от этого не испытываю. Если вы считаете, что это делается, чтобы получить какой-то кайф, то это не так. Увольнение — это дополнительные временные затраты на то, чтобы найти нового человека и интегрировать его. Безусловно, это зло, но зло неизбежное. Если говорить о возрасте, то он, конечно, важен, но также важен и опыт. Несмотря на молодость, опыт работы с командами и топ-клубами у Андре есть, и это опыт работы в сильных чемпионатах. Если вы намекаете на то, что «Зениту» нужен такой взрослый хмурый дядька с дубиной, которой бы строил наших игроков, то согласитесь, это не так. Ни Данни, ни Халку, ни Ломбертсу, ни Анюкову, ни Кержакову, ни Малафееву хмурый дядька не нужен. Молодость может смущать только в части отсутствия опыта. Но у Андре определенный опыт есть. К тому же молодость все-таки значит определенную энергию, возможность смотреть на вещи по-новому и быть более гибким к принятию новшеств. Вы видите, как мир меняется, и иногда молодость — не недостаток, а преимущество.
— Есть статистика, согласно которой ни в одном из предыдущих чемпионатов России команда, сменившая тренера по ходу сезона, не выигрывала его. Собираетесь ли вы изменить эту статистику? И есть ли какая-то конкретно обозначенная задача уже на ближайшее время?
— А вы знаете, что перед Олимпиадой в Сочи в российской команде была серьезная проблема с определением знаменосца? Потому что есть примета, что тот, кто несет флаг на открытии, обычно ничего не добивается. И наши хоккеисты все как один, не перечисляя фамилий, наотрез отказались. Но у нас все-таки появился знаменосец, который выступил вполне успешно и выиграл две медали. Поэтому любые серии рано или поздно заканчиваются. Мы все люди суеверные и, безусловно, верим в приметы, но что касается примет подобных, то этому мы не верим. А что касается целей и задач, то я и начал с того, что перед командой по-прежнему стоят амбициозные цели. В чемпионате России цель одна — это победа. И, по-моему, Андре это подтвердил.
— Есть ли какие-то задачи, отнесенные именно к управленческой ответственности нового тренера, помимо спортивных результатов?
— Безусловно, спортивные результаты крайне важны. Это то, за что отвечает тренер. Но для нас также важно, чтобы «Зенит» демонстрировал зрелищный и современный футбол. Для нас важно, чтобы наши игроки, в том числе молодые, развивались, прогрессировали и прибавляли. И для нас также безусловно важно, чтобы работал интерфейс по взаимодействию между первой командой, дублем, молодежной командой и академией. Понятно, что это не ответственность главного тренера, но он должен принимать в ней участие.
— Подобран ли Андре дом, жилье? Будет ли подобран дом?
— Я думаю, никто из тех тренеров, которые были приглашены в «Зенит», на вокзале не жил. Не переживайте. Будет и квартира, и, как у всех, машина.
— «Боруссия», недавний соперник «Зенита», удерживает мировой рекорд по посещаемости за один сезон. В 2006-м их стадион посетили 1 миллион 300 тысяч болельщиков. Как вы думаете, как так происходит, что на каждый матч собирается по 80 тысяч без давок и без скандалов? Допустим, перед игрой с «Боруссией» на «Петровском» была давка на мосту. Почему так?
— Безусловно, вместимость стадиона важна, но зачастую логистика доступна и ухода со стадионов на больших аренах выстроена лучше, а значит, стадион покинуть и попасть на него проще. На новых стадионах принимаются соответствующие решения. Нужно понимать, что «Петровский» при всей нашей любви к нему — далеко не идеальная арена. И если мы говорим о новом стадионе, то он будет спроектирован так, что даже в том случае, если правоохранительные органы будут проводить жесткую работу по досмотру, эта процедура будет гораздо проще, чем сейчас, и болельщикам будет более комфортно.
— Готовы ли вы сводить нового тренера на Крестовский остров?
— Если ему будет интересно — безусловно. Это не так далеко.
— Вопрос по поводу стадиона в Купчино. Продвигается ли эта тема?
— Для нас это запасной вариант. Мы начинали заниматься этим проектом в тот момент, когда строительство основной арены замерло. Но сейчас оживление есть, в администрацию пришел новый вице-губернатор Марат Оганесян, производящий впечатление человека деятельного, так что мы надеемся, что стадион будет построен к 2016-му году, и нам не придется думать о запасной арене.
Обратная связь
Вы можете обратиться в РПЛ с интересующим Вас вопросом или оставить сообщение (пожелание, замечание). Также вы можете сообщить имеющиеся у вас сведения о "договорных" матчах.