24.03.2017

Наталья Чайковская: «РФПЛ проявила себя на 10 из 10»

Генпродюсер телеканала Game Show Наталья Чайковская рассказала "Чемпионат.сом" о тонкостях показа киберфутбольных соревнований на ТВ и аудитории киберспорта.

– В начале марта в Казани пройдёт РОСГОССТРАХ Чемпионат РФПЛ по киберфутболу. Почему на телеканале Game Show было принято решение транслировать игры чемпионата? 
– Для нас это решение было абсолютно естественным сразу по нескольким причинам. Во-первых, в названии дисциплины есть приставка «кибер», значит, это имеет отношение к телеканалу Game Show. Во-вторых, в основе соревнований лежит видеоигра, и это снова наша тема. Конечно, мы показывали и показываем более традиционные для киберспорта дисциплины, но мне как человеку, который имел отношение к показу спорта на телевидении, а сейчас развивает киберспортивный телеканал, очень приятно поработать именно на стыке спорта и киберспорта. Киберфутбол сейчас – это та точка, в которой сходятся две интереснейшие дисциплины, и внимание зрителей к этой теме повышенное. У футбола есть своя гигантская аудитория, у киберспорта – своя, и киберфутбол объединяет этих зрителей.

– В феврале телеканал Game Show уже организовывал трансляции ОЛИМП Кубка РФПЛ по киберфутболу. Насколько успешным был этот опыт?
– И для нас, и для РФПЛ, и для ФК «Уфа» это был первый опыт проведения крупных киберфутбольных соревнований, и первый блин получился не комом. Мы подключились к процессу на финальной стадии его подготовки, но всё получилось. Хозяева турнира были максимально радушны и очень старались в организации соревнований, телевизионные коллеги из Уфы помогали с трансляцией игр, а РФПЛ проявила себя на 10 из 10. Со стороны Премьер-Лиги организация была на высшем уровне, они имеют колоссальный опыт проведения разного уровня мероприятий в футболе, и здесь это сказалось. Например, я всегда переживаю за хронометраж киберспортивных соревнований, а здесь с таймингом всё было очень чётко, как на крупных чемпионатах.

Что касается зрительского интереса, лично я была более скептично настроена, не ожидала настолько широкого внимания. На телеканале анонсы мероприятия начались незадолго до его старта, и всё равно размер аудитории превзошёл все ожидания. Причём люди смотрели соревнования не только в эфире, но и на YouTube, и Twitch.tv, каждый выбирал для себя комфортную среду.

– Насколько телеведущие Game Show подготовлены для комментирования киберфутбольных соревнований?
– Конечно, наши ребята гораздо большие специалисты в классических киберспортивных дисциплинах, но и тут они смогли проявить себя. Кто-то из них больше интересуется футболом, кто-то меньше, и матчасть придётся подтягивать. Сейчас количество трансляций по киберфуболу будет расти, и мы будем развиваться, привлекать новых людей и футбольные клубы, в которых есть хорошие эксперты. Отличным подспорьем в этой ситуации является приглашение на киберспортивные соревнования профессиональных спортивных комментаторов. Они добавляют в эфир элемент классики с точки зрения комментирования игр и используют во время трансляции свои знания о футболе. 

– Многие профессиональные футбольные телекомментаторы действительно принимают участие в киберфутбольных трансляциях Game Show. Означает ли это, что киберспорт принят спортивным сообществом как равный другим видам спорта?
– Не могу сказать за всё спортивное сообщество, но считать, что киберспорт принят им, наверное, пока рано. Однако те профессионалы от спорта, с которыми я общалась, проявляют однозначный интерес к этому явлению. Ни у кого из них не было даже доли скепсиса, коллеги присматривались, для них это новый опыт. Я вижу интерес с их стороны, их зажигает коммуникация с киберспортсменами, обе стороны обогащаются от такого общения. Виктор Гусев и Кирилл Набутов сразу нашли много точек соприкосновения с киберфутболистами. Мэтр спортивного комментирования Геннадий Орлов, наблюдая за первыми играми, задавал очень много технических вопросов, после чего полноценно включился в процесс и с интересом следил за происходящим на виртуальном поле.

– Есть какие-то тонкости показа соревнований по FIFA по сравнению с другими киберспортивными дисциплинами?
– Безусловно. В FIFA играют два игрока, и это накладывает свой отпечаток на телевизионный показ, как и специфика самой игры. С одной стороны, такие соревнования проще показывать, нежели когда играют две команды из нескольких человек, как в Dota 2 и CS:GO. С другой стороны, в трансляциях FIFA присутствует много чисто футбольных нюансов. На соревнованиях в Казани игроки будут обязаны демонстрировать повторы, и режиссёры трансляции принимают это в расчёт. 

В целом же для обычного неподготовленного зрителя киберфутбол более понятен с точки зрения происходящего на экране, чем та же Dota. Практически каждый человек на планете понимает, в чём заключается смысл игры в футбол. Включить телевизор и понять происходящее в Dota 2 без знания стратегии игры гораздо сложнее.
 

– Насколько для телевизионного показа важны эмоции игроков и болельщиков?
– Очень важны. Совершенно точно, это неотъемлемая часть показа киберфутбола. Игроки фактически находятся на ринге, они сидят друг против друга. Их реакции, взгляды, внутренние эмоции – это всё видно телезрителю. Точно так же важны и другие атрибуты шоу – волнение болельщиков, общая атмосфера в зале. Киберфутбол для этого очень хорошо подходит. Он может быть частью понятной для массового зрителя большой и интересной развлекательной программы. На своём стенде на выставке CSTB Telecom & Media мы устраивали киберфутбольный шоу-матч, который комментировал Виктор Гусев. Получилось яркое эмоциональное мероприятие, к стенду подтянулись люди разных возрастов. Всем была понятна суть происходящего, всем было интересно. 

– Исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан говорил об идее разбавлять сражения в FIFA за компьютером игрой киберфутболистов на реальном футбольном поле. Это могло бы добавить ещё большей зрелищности соревнованиям?
– Такой формат заслуживает внимания. Причём интересно было бы посмотреть не только за действиями киберфутболистов на футбольном поле, но и за игрой профессиональных футболистов в FIFA. И там, и там присутствует элемент шоу, дух соперничества, и это может быть хорошо воспринято телезрителями. Не знаю, насколько физически к этому готовы киберфутболисты, но эмоционально они заряжены очень сильно и в тактике футбола разбираются хорошо.

При этом пороги вхождения в футбол и в киберфутбол несоизмеримы ни по времени, ни по нагрузкам. Я ни в коем случае не умаляю затраты киберфутболистов для достижения хорошей формы, но путь обычных футболистов гораздо более долгий и сложный. Если посадить 30 человек играть в киберфутбол, то через год при определённых условиях половина сможет достичь серьёзного уровня. В традиционном спорте, в футболе для этого потребуется гораздо больше времени и сил. С другой стороны, и заработки в профессиональном спорте и киберспорте пока разные.

– А аудитория у них одна?
– Те ребята, которые находятся в зале на турнирах РФПЛ, безусловно, интересуются футболом. Среди них много болельщиков клубов, которые поддерживают своих киберфутболистов. В этой части аудитории киберфутбола и футбола объединяются, и в дальнейшем эта связь будет только крепнуть. При кооперации РФПЛ с клубами, СМИ, издателем игры интерес к киберфутболу будет только расти.

– Можно ли говорить, что с запуском официальных киберспортивных соревнований под эгидой РФПЛ российский футбол вступает в какую-то новую стадию?
– Абсолютно точно это значимый шаг. Пока проводятся первые соревнования, и мы только-только нащупываем стандарты. Возможно, за этой работой мы сами не отдаём себе отчёт в масштабе происходящего, во что это может вылиться через несколько лет. И для спорта, и для индустрии видеоигр открываются новые горизонты.

 

Обратная связь

Отправить

Заявка на участие в чемпионате

Являюсь гражданином Российской Федерации